Энергетика меняет образ корабля
На Факультете корабельной энергетики и автоматики был проведен третий студенческий семинар на тему «Энергетика изменяет облик корабля». На нем присутствовало около сорока человек, в большинстве это были студенты и преподаватели кафедры Судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок.
На семинаре были заслушаны семь докладов, подготовленных студентами разных курсов, темы выступлений отличались большим разнообразием. Общим для всех докладов было то, что работы были выполнены в инициативном порядке, большей частью на основе тем, которые были подняты на занятиях по дисциплинам “Энергетические машины и установки”, "Двигатели и транспортные средства», читаемым на первом курсе студентам специальности "Двигатели внутреннего сгорания». Сообщения готовились докладчиками разное количество времени, они были неравноценны по количеству переработанного материала, но все они были хорошо иллюстрированы и одобрительно воспринимались аудиторией.
Доклад Г. Белоусова (группа 2320) был посвящен устройству первого парохода Ч. Берда. В настоящее время облик первого русского парохода, построенного в Санкт-Петербурге е 1815 году, не имеет точного графического воплощения. Приводимые изображения либо относятся к патентной документации, либо базируются на аналогах, либо составлены на основании газетных и журнальных публикаций. В то же время известно, что на заводе Ч. Берда собственно парохода не строили, а установили паровую машину системы Д. Уатта на системную баржу - «Тихвинку». Автор доклада, изучив литературу в области деревянного судостроения, выявил основные конструктивные решения, относящиеся к судам этого типа, разобрался с назначением и устройством деталей судового набора, обшивки и палубы. Начатая им работа по воссозданию облика первого русского парохода в виде компьютерной трехмерной модели требует от исполнителя большого, кропотливого труда, причем высококвалифицированного. Пожелаем ему успехов в этом непростом, но благородном деле.
В докладе А. Ленина (группа 2220) были рассмотрены первые судовые силовые установки с двигателями внутреннего сгорания. Главная проблема при их создании состояла в том, что собственно ДВС в начале XX века оставался еще не реверсивным и не имел возможности работы в широком диапазоне частоты вращения. По этой причине судовые установки первых теплоходов создавались с использованием достаточно сложных передач. В докладе были рассмотрены: энергетическая установка первого теплохода «Вандал» с электропередачей, установка по системе Дель-Пропосто с частичной электропередачей только для обеспечения реверса судна, механические реверсивные устройства с использованием оригинальной фрикционно-пневматической муфты, созданные на Коломенском заводе под руководством Р.А. Корейво, для судов с гребными колесами и для винтовых судов. Рассмотрены были также и судовые установки малой мощности с реверсивной муфтой Лангебаха.
Доклад А. Баранова и А. Красноперова (группа 2521) был посвящен малоизвестным событиям сентября 1941 г. Тогда, благодаря бдительности и решительности оператора РЛС «Ре-дут-3» Г.И. Гельфенштейна, были нарушены фашистские планы внезапного массированного авиационного налета на корабли Балтийского флота, стоявшие на Кронштадтских рейдах. Об этом авторами доклада в июне прошлого года уже было рассказано в «ЗКВ», однако считаю необходимым отметить, что при подготовке материала для уточнения отдельных фактов они неоднократно связывались с Г.И. Гельфенштейном. И хотя главная цель - узнать, где точно в Большой Ижоре в 1941 году располагалась РЛС, спасшая Балтийский флот от участи Перл-Харбора - не достигнута, тем не менее, сам факт победы наших средств ПВО над армадами фашистских бомбардировщиков получил дополнительную известность и новые штрихи исторической достоверности.
Доклад М. Белых (группа 2220) был посвящен интереснейшей теме - инженерному делу в музейных экспозициях и памятниках Санкт-Петербурга. Автор доклада изучила содержание многих экспозиций, выделила в них наиболее сложные инженерные натурные объекты и макеты - корабли, металлообрабатывающие станки, паровые машины, двигатели, локомотивы, инженерные инструменты. Большое внимание было уделено также памятникам и памятным доскам, поставленным в нашем городе знаменитым инженерам прошлого. Цель этого доклада была достигнута полностью - многочисленные национальные технические раритеты ждут теперь новых посетителей.
В докладе В. Гурьянова (группа 8440) были приведены обширнейшие сведения по танковым двигателям периода второй мировой войны. Рассказ об отечественных моторах сопровождался дополнительными подробностями об истории их создания и об объектах, на которых те были установлены. Главная цель доклада не нова. Уже достаточно хорошо известно, что советские танковые дизели размерностью 15/18 обеспечили танковым подразделениям Красной Армии качественное и количественное преимущество. Однако в представленном докладе показано, что s период Великой Отечественной войны постоянно продолжалось создание новых танковых дизелей и интенсивное их совершенствование, в том числе были созданы дизели различных компоновочных схем, дизели с наддувом, неуклонно повышался их ресурс и удельные показатели.
В докладе В. Пуголовкина (группа 2620) рассказывалось о рекорде, поставленном отечественным судостроением s 1955 году. Тогда в строй отечественного ВМФ вступили 92 крупных боевых корабля: 1 крейсер, 6 эсминцев, 11 сторожевых кораблей, 74 подводные лодки проектов 611, 613 и А615. Непревзойденными рекордами промышленности, видимо, уже навечно, стали вступление в строй в течение года 67 подводных лодок проекта 613 и постройка на заводе «Красное Сормово» 37 из них. Рекорд был поставлен неслучайно. Правительство СССР решило таким образом проверить мобилизационные возможности промышленности. «Красное Сормово» весь год работало в три смены, заводы, производившие комплектующие, также трудились с невероятным напряжением. Достигнутый результат стал возможен благодаря высочайшей производственной дисциплине, научной организации труда, трудовому патриотизму рабочих и служащих.
Доклад Д. Сертакова (группа 2220) был посвящен новейшему направлению - стелс-технологиям в судостроении. Рассмотрев несколько новейших проектов, автор сформулировал основные мероприятия, которые применяются в энергетических установках с целью уменьшения заметности корабля. В числе важнейших были названы следующие. Применение в качестве конструкционных материалов неметаллических композитов, в том числе для изготовления гребных валов. Применение специальных покрытий и красок. Исключение или уменьшение выступающих устройств, помещение их в радиопрозрачные колпаки. Установка специальных устройств для рассеивания тепла отработанных газов двигателей и нагретого воздуха систем охлаждения, выброс отработанных газов под воду. Установка экранов в помещениях с большим тепловыделением, таких как машинное отделение, изоляция нагретых частей, а том числе переборок и газовыпускных труб, а также экранирование помещений с электронной аппаратурой. Установка механизмов на виброизолирующие опоры, применение малошумных гребных винтов.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |