Энергетика меняет образ корабля

1 декабря 2009 - Морыляк А.В. [Админ]

На Факультете корабельной энергетики и автоматики был проведен третий студенческий семинар на тему «Энергетика изменяет облик корабля». На нем присутствовало около сорока че­ловек, в большинстве это были студенты и преподаватели кафед­ры Судовых двигателей внутрен­него сгорания и дизельных уста­новок.
На семинаре были заслушаны семь докладов, подготовленных студентами разных курсов, темы выступлений отличались боль­шим разнообразием. Общим для всех докладов было то, что рабо­ты были выполнены в инициатив­ном порядке, большей частью на основе тем, которые были под­няты на занятиях по дисципли­нам “Энергетические машины и установки”, "Двигатели и транс­портные средства», читаемым на первом курсе студентам специ­альности "Двигатели внутренне­го сгорания». Сообщения готови­лись докладчиками разное коли­чество времени, они были нерав­ноценны по количеству перера­ботанного материала, но все они были хорошо иллюстрированы и одобрительно воспринимались аудиторией.
Доклад Г. Белоусова (группа 2320) был посвящен устройству первого парохода Ч. Берда. В на­стоящее время облик первого русского парохода, построенно­го в Санкт-Петербурге е 1815 году, не имеет точного графичес­кого воплощения. Приводимые изображения либо относятся к патентной документации, либо базируются на аналогах, либо составлены на основании газет­ных и журнальных публикаций. В то же время известно, что на за­воде Ч. Берда собственно паро­хода не строили, а установили паровую машину системы Д. Уатта на системную баржу - «Тихвин­ку». Автор доклада, изучив лите­ратуру в области деревянного судостроения, выявил основные конструктивные решения, отно­сящиеся к судам этого типа, ра­зобрался с назначением и уст­ройством деталей судового набо­ра, обшивки и палубы. Начатая им работа по воссозданию об­лика первого русского парохода в виде компьютерной трехмер­ной модели требует от исполни­теля большого, кропотливого труда, причем высококвалифи­цированного. Пожелаем ему ус­пехов в этом непростом, но бла­городном деле.


В докладе А. Ленина (группа 2220) были рассмотрены первые судовые силовые установки с двигателями внутреннего сгора­ния. Главная проблема при их создании состояла в том, что собственно ДВС в начале XX века оставался еще не ревер­сивным и не имел возможности работы в широком диапазоне частоты вращения. По этой при­чине судовые установки первых теплоходов создавались с ис­пользованием достаточно слож­ных передач. В докладе были рассмотрены: энергетическая установка первого теплохода «Вандал» с электропередачей, установка по системе Дель-Пропосто с частичной электро­передачей только для обеспече­ния реверса судна, механичес­кие реверсивные устройства с использованием оригинальной фрикционно-пневматической муфты, созданные на Коломен­ском заводе под руководством Р.А. Корейво, для судов с греб­ными колесами и для винтовых судов. Рассмотрены были так­же и судовые установки малой мощности с реверсивной муф­той Лангебаха.
Доклад А. Баранова и А. Красноперова (группа 2521) был по­священ малоизвестным событи­ям сентября 1941 г. Тогда, бла­годаря бдительности и реши­тельности оператора РЛС «Ре-дут-3» Г.И. Гельфенштейна, были нарушены фашистские планы внезапного массирован­ного авиационного налета на корабли Балтийского флота, стоявшие на Кронштадтских рейдах. Об этом авторами док­лада в июне прошлого года уже было рассказано в «ЗКВ», одна­ко считаю необходимым отме­тить, что при подготовке мате­риала для уточнения отдельных фактов они неоднократно связы­вались с Г.И. Гельфенштейном. И хотя главная цель - узнать, где точно в Большой Ижоре в 1941 году располагалась РЛС, спас­шая Балтийский флот от участи Перл-Харбора - не достигнута, тем не менее, сам факт победы наших средств ПВО над армада­ми фашистских бомбардировщи­ков получил дополнительную известность и новые штрихи исто­рической достоверности.
Доклад М. Белых (группа 2220) был посвящен интереснейшей теме - инженерному делу в му­зейных экспозициях и памятни­ках Санкт-Петербурга. Автор доклада изучила содержание многих экспозиций, выделила в них наиболее сложные инженер­ные натурные объекты и макеты - корабли, металлообрабатыва­ющие станки, паровые машины, двигатели, локомотивы, инже­нерные инструменты. Большое внимание было уделено также памятникам и памятным доскам, поставленным в нашем городе знаменитым инженерам про­шлого. Цель этого доклада была достигнута полностью - много­численные национальные техни­ческие раритеты ждут теперь но­вых посетителей.
В докладе В. Гурьянова (группа 8440) были приведены обширней­шие сведения по танковым дви­гателям периода второй мировой войны. Рассказ об отечественных моторах сопровождался дополни­тельными подробностями об ис­тории их создания и об объектах, на которых те были установлены. Главная цель доклада не нова. Уже достаточно хорошо известно, что советские танковые дизели размерностью 15/18 обеспечили танковым подразделениям Крас­ной Армии качественное и коли­чественное преимущество. Одна­ко в представленном докладе по­казано, что s период Великой Отечественной войны постоянно продолжалось создание новых танковых дизелей и интенсивное их совершенствование, в том числе были созданы дизели раз­личных компоновочных схем, ди­зели с наддувом, неуклонно по­вышался их ресурс и удельные показатели.
В докладе В. Пуголовкина (груп­па 2620) рассказывалось о ре­корде, поставленном отече­ственным судостроением s 1955 году. Тогда в строй отечественно­го ВМФ вступили 92 крупных бо­евых корабля: 1 крейсер, 6 эс­минцев, 11 сторожевых кораб­лей, 74 подводные лодки проек­тов 611, 613 и А615. Непревзойденными рекордами промыш­ленности, видимо, уже навечно, стали вступление в строй в те­чение года 67 подводных лодок проекта 613 и постройка на за­воде «Красное Сормово» 37 из них. Рекорд был поставлен не­случайно. Правительство СССР решило таким образом прове­рить мобилизационные возмож­ности промышленности. «Крас­ное Сормово» весь год работало в три смены, заводы, произво­дившие комплектующие, также трудились с невероятным на­пряжением. Достигнутый ре­зультат стал возможен благода­ря высочайшей производствен­ной дисциплине, научной орга­низации труда, трудовому патри­отизму рабочих и служащих.
Доклад Д. Сертакова (группа 2220) был посвящен новейшему направлению - стелс-технологиям в судостроении. Рассмотрев несколько новейших проектов, автор сформулировал основные мероприятия, которые применя­ются в энергетических установках с целью уменьшения заметности корабля. В числе важнейших были названы следующие. Применение в качестве конструкционных ма­териалов неметаллических ком­позитов, в том числе для изготов­ления гребных валов. Примене­ние специальных покрытий и кра­сок. Исключение или уменьшение выступающих устройств, поме­щение их в радиопрозрачные кол­паки. Установка специальных ус­тройств для рассеивания тепла отработанных газов двигателей и нагретого воздуха систем охлаж­дения, выброс отработанных га­зов под воду. Установка экранов в помещениях с большим тепловы­делением, таких как машинное отделение, изоляция нагретых частей, а том числе переборок и газовыпускных труб, а также эк­ранирование помещений с элек­тронной аппаратурой. Установка механизмов на виброизолирую­щие опоры, применение мало­шумных гребных винтов.

С.П. СТОЛЯРОВ, руководитель семинара, доцент кафедры судовых ДВС и дизельных установок
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий