История кафедры

История кафедры начинается с 1930 г. Именно в тот год официально началась самостоятельная жизнь Ленинградского кораблестроительного института, и на его машиностроительном факультете была организована кафедра судовых двигателей внутреннего сгорания. Представление о том, как происходило становление кафедры и ее развитие, дает следующая хронология.

 

1930 г. - заведующим кафедрой назначен главный конструктор завода «Русский дизель» В.А. Ваншейдт. Начало обучения студентов по единственной на факультете специальности «Судовые силовые установки» с двумя специализациями: «Поршневые установки» и «Дизельные установки». В 1931 г. В.А. Ваншейдту присваивается ученое звание профессора.

1938 г. - В.А. Ваншейдт полностью переходит на работу в ЛКИ. Выходит его первый учебник «Теория и конструкции судовых ДВС».

1941 г. - издан учебник «Проектирование и испытание судовых дизелей». В.А. Ваншейдт защитил докторскую диссертацию.

1945 г. - начало создания дизельной лаборатории.

1950 г. - вышел в свет учебник «Теория судовых ДВС», который признается одним из лучших учебников, ему присуждена Государственная премия, а его автору В.А. Ваншейдту присвоено почетное звание лауреата Государственной премии.

1955 г. - открыта специальность 0523 «Двигатели внутреннего сгорания» со специализацией «Судовые ДВС».

1961 г. - В.А. Ваншейдту присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

1962 г. - по инициативе кафедры создан Специализированный совет по присуждению ученых степеней кандидата и доктора технических наук в области тепловых двигателей. Председателем Совета был назначен д-р техн. наук, проф. А.А. Моисеев. П.А. Истомин защитил докторскую диссертацию.

1964 г. - издан учебник «Динамика судовых двигателей внутреннего сгорания».

1971 г. - заведующим кафедрой избран профессор Б.А. Захаренко, защитивший докторскую диссертацию в 1968 г.

1975 г. - начало внедрения в учебный процесс вычислительной техники.

1978 г. - издан учебник «Судовые установки с двигателями внутреннего сгорания».

1982 г. - заведующим кафедрой назначен доцент П.А. Гордеев, в 1987 г. ему присвоено ученое звание профессор.

1984 г. - вместо специальности 0523 открыта специальность 0524 «Судовые машины и механизмы» со специализацией «Судовые ДВС и установки». П.А.Истомину присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». 1989 г. - заведующим кафедрой избран доцент В.К. Румб.

1993 г. - открыта специальность 101200 «Двигатели внутреннего сгорания» со специализациями «Автомобильные и тракторные ДВС», «Судовые, стационарные и тепловозные двигатели», «Эксплуатация и сервисное обслуживание ДВС».

1996 г. - получена лицензия на обучение и подготовку мотористов.

1999 г. - начата подготовка студентов-двигателистов по вечерней форме обучения.

2000 г. - организован филиал кафедры на ОАО «Звезда».

2004 г. - произведен первый выпуск магистров. В.В. Гаврилов защитил докторскую диссертацию. 

2008 г. - заведующим кафедрой избран кандидат технических наук Столяров Сергей Павлович.

 

За время своего существования кафедра подготовила и выпустила более 2000 инженеров, сотни кандидатов и докторов технических наук. Все они успешно трудятся в разных сферах дизельного и судостроительного производства, в известных организациях России (ОАО «Звезда», ОАО «Коломенский завод», ОАО «Северная верфь», ФГУП «Адмиралтейские верфи» и многих других) и за рубежом (МАК, МАН и т.д.). Среди выпускников немало ведущих специалистов, инженеров, руководителей всех рангов, преподавателей вузов и авторитетных ученых.

 

Кафедра является выпускающей, по дневной и вечерней формам обучения готовит:

• инженеров по специальности «Двигатели внутреннего сгорания»;

• морских инженеров по специальности «Судовые энергетические установки»;

• бакалавров и магистров по направлению «Кораблестроение и океанотехника»;

• кандидатов технических наук по специальностям «Тепловые двигатели» и «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)»;

• мотористов двигателей внутреннего сгорания.

 

Подготовка студентов осуществляется по учебным планам и программам, которые реализуют новую концепцию обучения. Ее принципы сводятся к обеспечению системности и непрерывности обучения по схеме «от простого к сложному», «от общего к частному», с постоянной нацеленностью на решение прикладных задач. Как же реализуются такие принципы в учебном процессе? Прежде всего, системосвязующим звеном всех дисциплин учебного плана выступают предметы специальности. Именно они дают студенту ясное представление о значении всех изучаемых дисциплин в инженерной деятельности. Поэтому дисциплины и курсы специальности излагаются непрерывно на протяжении всех пяти лет обучения, начиная с первого семестра. Курсы подобраны и расставлены так, чтобы у студентов к началу их обучения были соответствующие физико-математические и общетехнические знания.

 

Второй составляющей учебного процесса является курсовое проектирование. Согласно принятой концепции оно выполняется сквозным. Это означает, что студенту выдается на пятом семестре одно, но укрупненное задание, например, спроектировать двигатель для конкретного судна или автомобиля. Далее он по мере освоения набора учебных дисциплин последовательно и поэтапно выполняет его. Каждый этап завершается защитой. В конце пятого года обучения весь проект в целом защищается перед комиссией.

 

Третий принцип - обязательный лабораторный практикум, который студенты отрабатывают в лаборатории на современных судовых и тепловозных двигателях. Таким образом, студенты приобретают навыки технической эксплуатации, обслуживания и диагностики, а также познают методы исследования в условиях, аналогичных работе двигателя на судне, автомобиле или в составе с генератором электрического тока.

 

Четвертый принцип - сочетание теоретического и практического обучения достигается тем, что на старших курсах студенты учатся в филиале кафедры на ОАО «Звезда», там же трудятся во время практик. Для преподавания в филиале кафедры привлекаются высококвалифицированные сотрудники завода.

 

Кафедра располагает уникальной и обширной методической и учебной литературой, техническим архивом, библиотекой. В обучении широко используются компьютерная техника и телевизионная установка. Занятия проводятся в специализированных аудиториях, оборудованных множеством наглядных пособий, натурными макетами двигателей, их деталями и узлами. В классе «холодных» двигателей студенты, разбирая и собирая моторы различного назначения, изучают их конструкции и получают навыки ремонта.

 

Наряду с учебной деятельностью кафедра проводит научно-исследовательские работы по следующим направлениям:

• рабочие процессы, топливоподача, смесеобразование и горение, камеры сгорания, токсичность дизелей;

• крутильные, осевые, изгибные, случайные, ударные и связанные колебания коленчатых валов и судовых валопроводов;

• двигатели с внешним подводом теплоты (двигатели Стирлинга);

• дизельные установки, работающие по газожидкостному циклу на продуктах газификации древесных отходов;

• ударовиброшумозащита установок с ДВС;

• остаточный ресурс дизелей, длительно работающих на переменных режимах;

• долговечность деталей ДВС с трещинами.

 

В современных сложных условиях кафедра по-прежнему развивается, растет число студентов, в учебный процесс вводятся прогрессивные формы обучения, используются новые достижения науки и техники, учитывается конъюнктура рынка инженерного труда. Сегодня, как и ранее, преподавателей кафедры, ядро которых составляют профессора Г.И. Шаров, В.В. Гаврилов, доценты Г.В. Яковлев, С.П. Столяров, В.В. Медведев, М.А. Минасян, С.Р. Семионичев, И.В. Таневицкий, старший преподаватель В.В. Телегин, отличает самоотверженность в служении своему делу - воспитанию инженеров, всесторонне развитых, обладающих глубокими знаниями и умеющих применять их на практике.

 

Автор: Румб В. К.