Участок кафедры СДВС и ДУ в факультетской лаборатории СПб ГМТУ

Кафедра двигателей была основана в 1930 году Ваншейдтом Всеволодом Александровичем. Одновременно с этим началось комплектование факультетной машинно-котельной лаборатории. Расцвет кафедрального участка лаборатории начался после окончания Великой Отечественной войны. Тогда, в конце 1940-х - 1950-е годы на дизельном участке сначала появились американский нереверсивный восьмицилиндровый тронковый двухтактный дизель с прямоточно-клапанной продувкой 8Д 16,5/17,8 (фирменная марка GMC-268A), немецкий трофейный дизель устанавливавшийся в том числе и на немецких подводных лодках MWM и одноцилиндровый двухтактный нереверсивный дизель 1Д 19/28 построенный специально для лабораторных исследований фирмой Бакау-Вольф в ГДР. Теперь уже от этих двигателей остались лишь методические руководства по их испытаниям. В 1960-1980 гг. они были демонтированы. На замену были установлены более новые и более интересные конструкции.

 

Первым после войны в лаборатории был установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель с прямоточно-щелевой продувкой 1Д 6,5/(9+12) фирмы Junkers. Заводская марка 1НК-65. Номинальная эффективная мощность Ne = 7,416 КВт при номинальной частоте вращения n = 1200 об/мин. Особенностью этого двигателя является то, что в одном цилиндре находится 2 противоположно движущихся друг другу поршня. Подробнее об этом двигателе можно прочесть здесь.

 

 

 

Вторым по счёту был установлен нереверсивный трёхцилиндровый тронковый четырёхтактный двигатель SKL-3NVD24 (3Ч 17,5/24), выпущенный заводом им. Либкнехта (бывшим «Бакау-Вольф») в Германской Демократической Республике (г. Магдебург). У этого дизеля номинальная длительная эффективная мощность Ne = 65 э.л.с. при частоте вращения 630 об/мин. Выпущен он был в 1960 годах и был предназначен для использования в рыбопромысловом флоте как главный или вспомогательный двигатель. Исполнялся он трёх-, четырёх- и шестицилиндровом исполнении. Подробнее об этом двигателе можно прочесть здесь.

 

Нереверсивный трёхцилиндровый тронковый четырёхтактный двигатель SKL-3NVD24 (3Ч 17,5/24).


Третьим в лабораторию прибыл двухтактный V-образный двенадцатицилиндровый реверсивный двигатель с прямоточно-клапанной продувкой и двухступенчатой системой наддува с промежуточным охлаждением воздуха 40ДМ (обозначение по ГОСТ 12ДРН 23/30). Увидеть этот двигатель вы можете сразу при входе в помещение лаборатории. Выпущен двигатель на Коломенском моторном заводе. Устанавливался на тепловоз ТГП50 (Опытный пассажирский тепловоз, производившийся в СССР на Коломенском тепловозостроительном заводе в 1962 и 1963 годах.). В своем классе в свое время это был самый компактный дизель. Предназначался в основном для тепловозов, но имелись и судовые модификации этого мотора. На лабораторном участке Кафедры СДВС и ДУ стоит именно судовой вариант. Максимальная мощность при максимальной частоте вращения 780 об/мин составляет 1839 кВт (2500 л.с.).
Подробнее об этом двигателе можно прочесть здесь.

 

V-образный двенадцатицилиндровый реверсивный двигатель 40ДМ.

 

Затем в лаборатории был установлен дизель 2Ч 8,5/11 (1Р1-6) – одноцилиндровый, четырёхтактный, нереверсивный, высокооборотный с вихрекамерным смесеобразованием без наддува. Дизели ряда Ч8,5/11 предназначены для привода генераторов, насосов, компрессоров и других механизмов, могут эксплуатироваться в стационарных и передвижных условиях. Подобные дизели типа ЧСП 8,5/11используются в качестве главных двигателей на спасательных шлюпках морских судов неограниченного района плавания. Номинальная мощность при нормальных атмосферных условиях 4,41 кВт. Номинальная частота вращения 1500 об/мин. Подробнее об этом двигателе можно прочесть здесь.

 

 

Дизель 1Ч 8,5/11 (1Р1-6).

 

 

Наиболее интересным в лаборатории является рядный вертикальный четырёхтактный нереверсивный шестицилиндровый двигатель 2Д42 (ГОСТ 6ЧН 30/38) с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Двигатель создан Коломенским заводом и предназначен для работы на судах с нормальным и повышенным сопротивлением впуску и выпуску. В лаборатории двигатель 2Д42 (без встроенного редуктора) установлен на фундаменте без амортизаторов. Экспериментальная установка установлена в следующем виде: 
- дизель 2Д42 
- шинно-пневматическая муфта типа 8ШМС 
- торсионный вал с установленным на нём торсиметром 
- гидротормоз фирмы «Хирен и Фруд» 
- валогенератор типа МП13-45844. 
Полная мощность при давлениях перед компрессором не ниже 100 кПа и за турбиной 125 кПа равна 1400 кВт. Частота вращения составляет 715 об/мин.
Подробнее об этом двигателе можно прочесть здесь.



 

Рядный вертикальный четырёхтактный нереверсивный шестицилиндровый двигатель 2Д42.


В мае 2007 года лаборатория кафедры СДВС и ДУ приобрела опытный двигатель Стирлинга марки 2Р12,5/6. Этот двигатель был создан в рамках одной из первых НИР-ОКР в ЦНИДИ. Длительное время на двигателе выполнялись исследования процессов во внутреннем рабочем контуре, на нем проходили проверку перспективные конструктивные варианты теплообменных аппаратов и деталей цилиндропоршневой группы. В 1990-е годы в силу известных причин работы на стенде не проводились. В настоящее время проводятся работы по воссозданию экспериментальной установки. Подробнее об установке
здесь

 

Также на кафедре имееются настольные двигатели Стирлинга, работа которых демонстрируется студентам на занятиях.


В настоящее время в факультетной лаборатории СПб ГМТУ участок кафедры СДВС и ДУ самый большой и, к сожалению, почти единственный, который без натяжки можно считать полноценно работающим. Все дизели в лаборатории находятся в рабочем состоянии. Члены кафедры бережно ухаживают за экспериментальными установками, лаборатория дизелей место притягательное, имеет что-то общее с музеем. Старшие сотрудники кафедры иногда рассказывают разные интересные истории из прошлых научных исследований и учебных работ. 


На втором ярусе находится класс для практических занятий. Здесь у студентов СПб ГМТУ есть возможность попрактиковаться в сборке и разборке распространённых бензиновых двигателей, в том числе ЗМЗ-24 и других.

 

Класс "холодных" двигателей.

 

Если Вы юный абитуриент и до сих пор не выбрали ВУЗ, то вам именно сюда, так как обучение в СПб ГМТУ не ограничивается только теорией. Также следует отметить, что наш университет единственный из всех технических вузов Санкт-Петербурга, который обладает такой лабораторией.

 

Автор: Морыляк А. В.

Комментарии (6)
аркадий # 22 июня 2010 в 01:15
впечатляет сила инженерной мысли!!!!!!!!!!КЛАСС ВАЩЕ.
Макс # 13 августа 2010 в 15:49
это исторические экспонаты - на них нельзя учить!!! подходят только к предмету "история дизелестроения".
а учить нужно на современных моторах, со всякими там пьезоклапанами, высокими оборотами и т.п.
к примеру купить мотор от Таурега w10 дизель ...
Андрей Столяров # 11 00января в 03:00
Наука не меняется с выходом новых моделей двигателей. Методы исследования тоже не изменяются. Приборы и оборудование мы обновляем.
Уровень конструирования в области механики в середине и второй половине 20-го века достиг своего максимума. На представленных двигателях можно очень многому научиться, даже тому, что сейчас утеряно.
Современные средства электроники и автоматики - это отдельная тема для изучения, и мы этим занимаемся. Поставить на стенд современный автомобильный дизель - это не очень сложная задача, но пока она не является приоритетной, поскольку об электронных системах можно рассказать и теоретически, и всё равно за время обучения имеющиеся стенды и оборудование не успеваем полностью задействовать.
Были у нас предложения от зарубежных фирм по созданию совместных учебных центров для мотористов. Им действительно нужны для обучения современные моторы. Создание такого центра - это большая организационная работа, но это вполне реально.
Морыляк А.В. [Админ] # 13 августа 2010 в 18:50
Чтобы спроектировать новый мотор - нужно понять как работают старые.
Богдан Чумак # 12 января 2012 в 03:41
Да, ребята...наша лаборатория Херсонского филлиала НУК стоит и нервно курит в сторонке...)))
Клас!!!Хочу у вас учится!!!)))
Морыляк А.В. [Админ] # 16 января 2012 в 02:08
Приезжайте - выучим!))
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев