Павел Александрович ИСТОМИН (1908-1997)

29 октября 2009 - Морыляк А.В. [Админ]

 9 апреля 2008 г. исполняется 100 лет со дня рождения заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора Истомина Павла Александровича.

Родился П.А.Истомин в Петрограде, в семье мелких торговцев. Из-за не пролетарского происхождения он не мог поступать в институт, поэтому после окончания школы Истомин П.А. вынужден был зарабатывать трудовой стаж: сначала препаратором в Ленинградском педиатрическом институте, а затем техником-чертежником на заводе «Русский дизель». Собственно с 1930 г. т.е. с началом работы на «Русском дизеле» исчисляется трудовая деятельность Павла Александровича в области дизелестроения. В 1932 г. Истомин П.А. поступил в Ленинградский политехнический институт (в те годы Ленинградский индустриальный институт) на специальность двигатели внутреннего сгорания. Учился он заочно, параллельно работая на заводе уже конструктором. Спустя четыре года он с отличием закончил обучение в институте, и ему была присвоена квалификация инженера механика.

В течение 15 лет Истомин П.А. работал на заводе «Русский дизель», а в годы эвакуации завода трудился на «Коломенском тепловозостроительном заводе». При его непосредственном участии было создано несколько новых дизелей для морского флота. Среди известных работ Павла Александровича на заводе «Русский дизель», пожалуй самыми запоминающими, являются следующие.

Первая и начальная работа, которую выполнял П.А.Истомин на заводе, касалась корригирования зубчатых зацеплений. Он не только освоил теоретические основы корригирования, но и разобрался с технологией и внедрил ее в производство при изготовлении мультипликаторов и редукторов большой мощности.

Далее его работа была связана с подготовкой и переходом к серийному производству безкомпрессорных дизелей. Здесь следует сделать отступление и напомнить: первым в СССР безкомпрессорным двигателем был вертикальный, одноцилиндровый, четырехтактный дизель с диаметром цилиндра 275 мм и ходом поршня 410 мм. В 1925 г. он успешно прошел испытания, однако до производства дело не дошло. Спустя два года подобные испытания выдержал дизель 1Д 27,5/35 мощностью 37 кВт при 300 мин-1 с кривошипно-картерной продувкой и продувочным поршневым насосом. В последствие дизеля этого типа в двух- и трехцилиндровом исполнении строились заводом в большом количестве как вспомогательные двигатели для судовых целей.

В упомянутых дизелях впрыск топлива осуществлялся с помощью отдельных насоса высокого давления и форсунки. Но, так как технология изготовления прецизионных деталей тех лет не могла обеспечить топливной аппаратуре требуемого качества, поэтому Истомину П.А. было предложено разработать более простую систему перевода дизелей на безкомпрессорное распыливание топлива. За основу такой системы был взят механический впрыск топлива, предложенный еще в 1917 г. инженером В.П.Аршауловым. Данная система топливоподачи состояла из автоматической закрытой форсунки, отдельно выполненного газового толкателя-насоса и соединяющей их трубки высокого давления. После предварительных стендовых испытаний, которые проходили в 1935-1936 г.г., такими системами были оборудованы главные двигатели теплоходов «Абхазия», «Смольный» и ряд других судов.

Другая актуальная проблема, решением которой занимался Павел Александрович, связана с продувкой цилиндров. Дело в том, что в те годы «Русский дизель» отдавал приоритеты двухтактным дизелям с щелевым газораспределением. Во многом это объясняется возможностью изготавливать головку цилиндра в виде простой отливки из-за отсутствия клапанов. В качестве продувочных насосов использовались поршневые воздуходувки с приводом от дополнительного кривошипа на свободном конце коленчатого вала. Существенные недостатки поршневых насосов, а именно неравномерная подача воздуха, неуравновешенность, большие габариты и масса способствовали применению ротативных нагнетателей типа Рут. За рубежом предпочтение отдавали воздуходувке с четырехлопастными роторами и автономным приводом от электромотора. На заводе было принято решение создать аналогичные воздуходувки с двухлопастными роторами и приводом от коленчатого вала через зубчатую передачу. Профилированием лопастей этих воздуходувок занимался П.А.Истомин под руководством И.П.Матвеева. Такими нагнетателями были оборудованы дизели 9ДКР 51/55 и 8ДР 43/61. Представляется интересным тот факт, что на разработку чертежей и изготовление двигателя 9ДКР 51/55 мощностью 3100 кВт при 400 мин-1 заводу потребовалось всего два года: уже в 1938 году он прошел заводские испытания и поступил в серийное производство.
В создании еще одного двигателя принимал непосредственное участие П.А.Истомин. Это был дизель 10ДКР 52/62 мощностью 4500 кВт при 420 мин-1 и предназначался он для самых больших в те годы подводных лодок. Будучи ответственным за его испытания Павел Александрович, доложив главному инженеру завода, что двигатель без замечаний прошел режим 10% перегрузки и программа испытаний полностью выполнена, в ответ услышал: «Немедленно приступите к разборке двигателя в связи с необходимостью его эвакуации…». Описанный эпизод происходил в конце 1941 года. В производство этот двигатель так и не поступил.


В 1945 г. П.А.Истомин поступил в аспирантуру Ленинградского кораблестроительного института по кафедре Судовых ДВС, заведующим кафедрой тогда был В.А.Ваншейдт. Со следующего года Павел Александрович начал педагогическую деятельность, которая продолжалась до конца его жизни. Сначала он преподавал дисциплину «Динамика судовых ДВС», а позже и «Крутильные колебания установок с ДВС». В учебной литературе того времени этим вопросам не уделялось должного внимания, были лишь разрозненные сведения в основном описательного характера. Все это подтолкнуло Павла Александровича подготовить фундаментальные учебники, которые, кстати, не потеряли практической ценности до настоящего времени. В 1950 г. Истомин П.А. защитил кандидатскую, а в 1962 г. докторскую диссертации. Тема докторской диссертации «Обобщенный метод анализа кривошипно-шатунных механизмов двигателей» посвящена исследованию кинематики и динамики поршневых ДВС с различными кривошипно-шатунными механизмами. По существу, основу диссертации составила монография «Кинематика и динамика поршневых ДВС с комбинированными схемами», изданная Истоминым П.А. в 1961 г. Защита диссертации проходила на созданном им совместно с профессором А.А.Моисеевым в 1961 г. первым в СССР Специализированном ученом совете по присуждению ученых степеней в области ДВС, в котором он в течение первых 10 лет был ученым секретарем. С 1965 г. Павел Александрович – профессор кафедры.
Наряду с педагогической и общественной деятельностью П.А.Истомин охотно и весьма продуктивно занимался научными изысканиями. Его научные интересы главным образом касались динамики, колебаний и прочности ДВС. С конца 60-х годов прошлого столетия он, одним из первых, начал последовательно изучать напряженно-деформированные состояния остовов судовых дизелей с помощью метода конечных элементов. В частности ему принадлежит заслуга в разработке методик совместного расчета остова с коленчатым валом и идентификации упруго-массовых характеристик стержневых конечноэлементных моделей. Конечно, сегодня эти задачи относятся к разряду обычных инженерных решений, однако начало их методологии было определено тогда. Многие годы П.А.Истомин посвятил углубленному изучению колебательных явлений, особенно много усилий было направлено на изучение осевых и связанных колебаний судовых валопроводов с ДВС. Без преувеличения можно утверждать, что одноименный раздел в справочнике «Дизели», который выдержал три издания, является первой систематизированной методикой, пригодной для расчета осевых колебаний. В последние годы научные интересы Павла Александровича были направлены на малоизученные области виброактивности судовых ДВС. Только по указанным направлениям им подготовлено 35 кандидатов и 4 доктора технических наук, по сути, он создал научную школу, получившую всеобщее признание и продолжающую традиции русских ученых. К числу его учеников относится автор данной статьи.


В 1984 г. Павлу Александровичу Истомину присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» и он занесен в книгу Почета ЛКИ.

Обладая большим производственным и педагогическим опытом, Истомин П.А. бескорыстно делился им со студентами и аспирантами. По приказам Минвуза он читал лекции в 10-ти вузах СССР, выезжал с лекциями в Болгарию, Польшу, Германию, два года (1955-1957 г.г.) работал в Китае советником в Шанхайском университете, активно помогал отечественным дизелестроительным заводам, участвовал в составлении Правил морского регистра, состоял членом диссертационного совета в ЦНИДИ. В 1992 г. Павлу Александровичу за подготовку научных кадров для Болгарии было присвоено звание «Почетный профессор технического университета» г.Варны.

Изложенное, конечно, далеко не полностью отражает выдающуюся деятельность талантливого инженера, конструктора, исследователя, педагога и ученого, который на протяжении 67 лет отдавал себя служению отечественному дизелестроению. Павел Александрович пользовался большой любовью и уважением у многочисленных студентов и аспирантов. Он был прекрасным лектором, отличным методистом. Еще в студенческие годы автору этих строк посчастливилось слушать лекции Истомина П.А. Все его лекции были отработаны до мелочей, каждое предложение полностью отвечало правилам грамматики и эта корректность проявлялась во всем: в одежде, в разговоре, в походке, хотя ходил он очень быстро и за это его звали «быстроходный дизель». В то же время Павел Александрович весьма неохотно рассказывал о своей личной жизни, о ней мы больше узнавали от его жены Ольги Матвеевны, которая и сегодня является прекрасной рассказчицей. О исключительной работоспособности П.А.Истомина ходят легенды, например, все диссертации своих аспирантов он тщательно прочитывал и на отдельных листах выписывал замечания. Количество листов с замечаниями нередко превышало число страниц диссертации. Случалось и так, что диссертации он сам полностью переписывал.
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор П. А. Истомин умер 8 июля 1997 г. Без преувеличения можно утверждать, что он принадлежал к тому поколению ученых, которых отличали высокая культура, глубокие знания, высокий профессионализм, прекрасные человеческие качества и личная ответственность. Все эти качества снискали ему большой авторитет среди коллег-преподавателей и всех двигателистов, которые до сих пор сохраняют светлую память о Павле Александровиче.
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий