’’А. Люлька-САТУРН’’, ОАО |
Проект "реактивного турбодвигателя РТД-1" с центробежным компрессором был разработан в 1938 г. А.М.Люлькой на кафедре авиадвигателей Харьковского авиационного института. Различные варианты двигателя предусматривали применение одно- и двухступенчатого центробежного компрессора с приводом от газовой турбины и реактивного сопла. |
|
Турбореактивный двигатель с осевым компрессором РД-1 (1939 г.) спроектирован А.М.Люлькой в Ленинградском конструкторском бюро, где были централизованы работы по созданию этого ТРД, и в 1940 г. частично изготовлен на Кировском заводе. При проектировании и изготовлении компрессора и камеры сгорания РД-1 использовался опыт постройки паротурбинных установок. |
|
Основанию ОКБ Люльки предшествовали поисковые работы по реактивным двигателям, начатые им с группой инженеров в 1937 г. в Харьковском авиационном институте и продолженные в Ленинграде на Кировском заводе и в Центральном котлотурбинном институте. |
|
В 1947-48 гг. спроектирован и изготовлен более совершенный ТРД ТР-2 тягой 2500 кгс, который прошел только стендовые испытания. В 1948-50 гг. создается ТРД ТР-3 (АЛ-3) тягой 4500 кгс. В 1950 г. он прошел Государственные испытания и предполагался к установке на опытных самолетах Ил-30 и Су-17, которые так и не поднялись в воздух. Ресурс двигателя ТР-3 составлял 50 часов. |
|
Двигатель АЛ-5 (иногда его называют ТР-3А) создан в 1947-53 гг. В 50-е гг. АЛ-5 был одним из самых мощных ТРД в мире. Он имел осевой семиступенчатый компрессор, кольцевую камеру сгорания с 24 вихревыми горелками, одноступенчатую турбину и жесткое коническое сопло. Запуск двигателя осуществляется автономно с помощью турбостартера типа ТС. |
|
В марте 1953 г. было завершено изготовление двигателя второго поколения АЛ-7 тягой 6830 кгс, состоящего из де-вятиступенчатого одновального компрессора, кольцевой камеры сгорания с 18 вихревыми горелками, двухступенчатой турбины, конического нерегулируемого сопла. Он имел масляную систему закрытого типа (масло охлаждалось топливом), автономную систему запуска. Раскрутка двигателя осуществлялась турбостартером. Розжиг основного топлива в камере сгорания производился с помощью двух пусковых блоков, снабженных центробежными форсунками и искровыми свечами. |