Танковые двигатели периода Великой Отечественной войны

30 ноября 2009 - Морыляк А.В. [Админ]

Несмотря на разруху после Первой мировой и Гражданских войн, уже 31 августа 1920 года в СССР на заводе «Красное Сормово» был собран первый танк. Машина получившая название по имени завода КС, представляла собой копию французского танка Рено ФТ-17, захваченного в 1919 г. Танк КС имел боевую массу 7т, экипаж 2 человека, бронирование 8-22 мм, его вооружение состояло из 37-мм пушки или 18-мм пулемета. Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель автомобильного типа с жидкостным охлаждением имел мощность 34 л.с. Двигатель был установлен продольно и обеспечивал танку скорость до 8,5 км/ч.
Первым танком отечественной разработки, принятым в крупносерийное производство в 1927 году стал танк МС (Малый сопровождения), или Т-18. Двигатель для него был разработан в 1925 году в НАМИ под руководством А.А. Микулина. Для уменьшения размеров моторно-трансмиссионного отделения (МТО) разработчики объединили двигатель с основными механизмами трансмиссии танка (коробка передач, сцепление, дифференциал), в единый агрегат-мотоблок, и расположили его в кормовой части машины поперечно. Это решение обеспечило сокращение размеров МТО, и позволило исключить в трансмиссии высоконагруженную коническую передачу.
В начале 1930-х гг. в СССР широко развернулись работы по созданию двигателей, работающих на тяжелом топливе. Высокая топливная экономичность, меньшая пожароопасность, повышение надежности радиосвязи на боевых машинах в результате снижения радиопомех благодаря отсутствию электроискрового зажигания — все эти преимущества привлекли внимание разработчиков двигателей как для авиации, так и для наземных военных машин, в том числе и для танков.
Первая попытка создать отечественный дизель для наземной боевой машины была предпринята в 1917 г. Б. С. Стечкиным и А. А. Микулиным. Они создали 2-тактный дизель, получивший название «АМБС» (А. Микулин — Б. Стечкин), предназначавшийся для царь-танка Н.Н. Лебеденко. Однако, технологическая база того времени не могла обеспечить успеха это работе.
Позже, в НАМИ выполнялись работы по созданию легких быстроходных дизелей «Альфа» и ОН-1. Двухтактный двигатель «Альфа», построенный по проекту А. А. Микулина в 1926 году, был 2-цилиндровым, размерностью 9,5/10,5, массой 25 кг, мощностью 20...23 л. с. при частоте вращения 1800 мин-1. Двигатель имел оппозитную компоновку, воздушное охлаждение, поршни со стальными накладками-вытеснителями, открытые форсунки с завихрителями. Четырехтактный ОН-1 был построен в 1929 г. по проекту В. Я. Климова. Это был одноцилиндровый дизель мощностью 20 л. с. при частоте вращения 1700 мин-1, размерностью 11,5/16,5. В дальнейших работах в группе нефтяных двигателей НАМИ этот двигатель использовался в качестве опытной установки.

Первый отечественный быстроходный дизель АН-1 мощностью 800...850 л. с. для авиации был спроектирован в ЦИАМ в А. Д. Чаромским, первый образец двигателя был построен в 1933 г. Это был 4-тактный 12-цилиндровый V-образный дизель с компоновкой, аналогичной выпускавшимся в то время бензиновым авиационным двигателям.
На Ленинградском заводе им. К. Е. Ворошилова в инициативном порядке был разработан, изготовлен и в 1935 г. испытан опытный дизель ДТ-26, предназначавшийся для установки в серийный танк Т-26 вместо бензинового двигателя Т-26. Двигатель был 4-тактным, рядным, с воздушным охлаждением, мощностью 91 л. с. при частоте вращения 2100 мин-1, размерностью 12,5/14,6 с рабочим объемом 7,16 л, степенью сжатия 15, массой 500 кг. Подача топлива к форсункам закрытого типа с однодырчатым распылителем осуществлялась 4-плунжерным насосом. Для улучшения пусковых качеств имелись свечи накаливания. Пуск осуществлялся электростартером. До стадии внедрения этот двигатель доведен не был.
Дизель для танка Т-26 создавался также на заводе опытного машиностроения им. С.М. Кирова. В феврале 1938 г. были закончены технические проекты двух вариантов дизеля. Первый вариант — Д-16-4, был 4-тактным, 8-цилиндровым, V-образным, с углом развала 90°, с воздушным охлаждением, мощностью 130 л.с. при частоте вращения 2100 мин-1. По этому варианту был изготовлен 2-цилиндровый V-образный отсек, на котором испытывались конструкции поршней, камер сгорания и других узлов двигателя. Второй вариант — Д-16-2 был 2-тактным, с горизонтальными оппозитными цилиндрами, с воздушным охлаждением, мощностью 130 л.с. при частоте вращения 2100 мин-1. На одноцилиндровом отсеке Д-16-2 проводились экспериментальные исследования по тепловому процессу, воздушному охлаждению и проверялась прочность конструкции. Был опробован также вариант с жидкостным охлаждением. Вследствие простоты конструкции, меньшей трудоемкости изготовления и положительных результатов испытаний был выбран для дальнейшей отработки проект дизеля Д-16-4. Однако дизель Д-16-4 не был принят в производство: оказалось невыполненным требование установки его в танк Т-26 без переделок машины.
В 1936 г. на заводе опытного машиностроения им. С. М. Кирова был спроектирован, а в 1937 г. изготовлен опытный дизель ДМТ-8, предназначавшийся для танков массой до 32 т. Это был 2-тактный, 8-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, размерностью 12/16, рабочим объемом — 15,25 л, со степенью сжатия 15, с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Мощность двигателя составляла 320 л. с. при частоте вращения 1800 мин-1. Характерной особенностью этого дизеля была модульная конструкция. Каждый модуль, выполненный по схеме “Цоллер”, состоял из двух цилиндров с общей камерой сгорания, с впускным и выпускным поршнями. Оси цилиндров модуля лежали в одной плоскости, перпендикулярной оси коленчатого вала дизеля. Работы по этой теме были прекращены вследствие того, что на стендовых испытаниях выявились большой расход масла и топлива, прогорание поршней, пригорание и износ поршневых колец, сильная вибрация. Кроме того, одновременно в Харькове уже проходил испытания на танках, тягачах, катерах и самолете дизель В-2.
Проектирование дизеля для танков БТ началось на ХПЗ в июле 1931 г. В начале 1932 г. был изготовлен 2-цилиндровый V-образный отсек БД-14 с цилиндрами размерностью 14/16,5, с углом развала 45°, мощностью 70 л. с. при частоте вращения 1700 мин-1. На этом отсеке отрабатывался рабочий процесс, КШМ, механизм газораспределения и другие составные части дизеля. Результатом этих работ стал дизель БД-2 (быстроходный дизель второй), первый образец которого поступил на стендовые испытания 28 апреля 1933 г. Дизель БД-2 был 12-цилиндровым, V-образным, с углом развала 60°, размерностью 15/18, мощностью 400 л.с. при 1700 мин-1, массой 640 кг, с удельным расходом топлива 180 г/(л.с.•ч). Двигатель имел систем смазки с «сухим» картером, его габариты составляли 1625×836×1018 мм. В доводочных работах были устранены недостаточная жесткость верхнего картера, блока цилиндров и коленчатого вала, большой износ цилиндров, задиры поршней, поломки деталей вертикальной передачи, недостаточная производительность масляного и водяного насосов, неудовлетворительная работа поршневых и шатунных пальцев и другие недостатки. Наработка первых испытываемых двигателей до поломок сначала не превышала 10—15 ч.
В заводской и межведомственной переписке при проведении опытных работ дизель БД-2 стал называться “Заказ В”. При освоении серийного производства двигатель уже именовали как “Заказ В-2”. С середины 1937 г. танковый дизель получил наименование В-2 . По результатам государственных испытаний доработанного варианта, дизель В-2 5 сентября 1939 был рекомендован для серийного производства. Летом 1939 г. его установили в новом тяжелом танке КВ. Модификация двигателя для этой машины получила индекс В-2К. В этом дизеле были повышены частота вращения с 1800 до 2000 мин-1 и среднее эффективное давление с 0,64 до 0,69 МПа, мощность доведена до 600 л.с. 19 декабря 1939 г. были приняты на вооружение три модификации - В-2, В-2К и В-2В. Двигатель В-2В, 12-цилиндровый, V-образный, отрегулированный на мощность 375 л.с., предназначался для установки в тягач «Ворошиловец». С января 1940 г. началось освоение производства новых танков с дизелями: на Челябинском тракторном заводе — танка KB с двигателем В-2К, на Кировском заводе в Ленинграде первые KB выпускали уже в 1939 г., на Сталинградском тракторном — танка Т-34.
Одновременно с наращиванием серийного выпуска двигателей на заводе продолжалась интенсивная их конструкторская и технологическая доводка. Наработка дизеля на испытаниях с внедренными мероприятиями к концу 1940 г. достигла 250 ч. В начале 1941 г. стал выпускаться дизель В-2-34 для танка Т-34 с установленной для него гарантийной наработкой 150 ч. Коллективом завода № 75 проводились работы по созданию новых модификаций двигателя. Например, была изготовлена опытная партия мощного дизеля В-2СН с наддувом от приводного нагнетателя.
На заводе № 75 был создан 6-цилиндровый дизель В-3 мощностью 250 л.с., а после его форсирования — 300 л.с. Дизель В-3 успешно прошел 100-часовые ходовые полигонно-заводские испытания в гусеничном тягаче “Ворошиловец”, а затем в июне — сентябре 1940 г. и в танке БТ-5. На гусеничном ходу по различным дорогам БТ-5 с двигателем В-3 прошел более 2600 км. Тем не менее вследствие недостаточной мощности двигатель не нашел применения в боевых машинах. Позднее этот доработанный дизель, уже под индексом В-4, был принят на вооружение для легкого танка Т-50.
Модификации В-2/л и В-2/п предназначались для их спаренной установки их судах. Разрабатывались на базе В-2 опытные двигатели с наддувом и без наддува мощностью 800... ...1000 л. с. (590.. .735 кВт), которые на стендах нарабатывали по два и даже по три гарантийных срока. Начавшаяся в 1941 г. война с фашистской Германией помешала доводке этих двигателей. К ним вернулись лишь после войны. Но это был солидный фундаментальный задел для последующего развития семейства дизеля В-2.
Создание дизеля В-2 мощностью в 500л.с. вывело СССР в лидеры мирового танкового дизелестроения. Этот двигатель уже в 1940 г. устанавливался в колесно-гусеничный танк БТ-7М, в тяжелые танки КВ-1, КВ-2, в средний танк Т-34. В 1941 году уже велись работы по форсированию В-2 до 700л.с., на его базе двигатель В-5, мощностью 700 л.с., несколько позже но еще в 1941 г. был создан дизель В-2СН, с наддувом, мощностью уже в 850л.с. Ничего подобного во всем остальном мире на тот момент просто не было.
В период войны были созданы и более совершенные дизели типа В-2-34 мощностью 520л.с. для танка Т-34-85, В-44 для среднего танка Т-44, В-2-ИС для тяжелых танков серии ИС и САУ на их базе, В-11 для тяжелого танка ИС-3, В-12 мощностью 750л.с. для тяжелого ИС-4.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий