Пресечение внезапности нападения на Балтийский флот в сентябре 1941 года

30 ноября 2009 - Морыляк А.В. [Админ]

Великая Отечественная война стала большой трагедией и громадным испытанием для всего нашего народа. О Курской дуге, о Сталинградском сражении и других глобальных битвах знают все. Немало известно и о блокадном Ленинграде. Но об одном из эпизодов до недавнего времени знали не многие. Речь идет об обстоятельствах отражения массированных налетов фашистской авиации на Кронштадт и Краснознаменный Балтийский флот (КБФ) в сентябре 1941 г. Благодаря воспоминаниям непосредственного участника тех событий Григория Ильича Гельфенштейна, которые авторы доклада узнали частично из статьи «Несостоявшийся Перл-Харбор» в журнале «Звезда», частично из непосредственного общения, мы имеем возможность осознать драматизм тех событий и важность квалифицированного отношения к новейшим техническим средствам.
Одной из важнейших составляющих наших войск в блокадном Ленинграде являлись береговая артиллерия, артиллерия КБФ и зенитная артиллерия войск ПВО. Огневая мощь одного только КБФ составляла 472 орудия калибром от 120 до 305 мм. Это были орудия кораблей, фортов и 16-ти мобильных железнодорожных батарей. Для уничтожения или хотя бы ослабления этих сил фашисты привлекли значительные силы бомбардировочной и штурмовой авиации.
Буквально накануне войны, 13 апреля 1941 года, в Красной Армии были созданы войска ПВО, вобравшие в себя существовавшую ранее Службу воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). На вооружении ВНОС тогда состояли наземные станции воздушного наблюдения. Они представляли собой замаскированные наблюдательные пункты, оснащенные оптическими и акустическими средствами наблюдения и средствами связи для передачи данных о складывающейся воздушной обстановке. Координаты воздушных объектов определялись постами с большими ошибками и только в хороших погодных условиях.
Еще в 1938 г. больших успехов в дальнем радиообнаружении самолетов в интересах службы ВНОС добились ученые Ленинградского физико-технического института (ЛФТИ) под руководством Ю.Б. Кобзарева. В августе 1938 г. прошли испытания экспериментальной импульсной установки радиообнаружения самолетов, разработанной в ЛФТИ. Хотя экспериментальная установка не позволяла определять предельную дальность обнаружения воздушной цели в зависимости от высоты, была конструктивно несовершенна, в ней была достигнута требуемая заказчиком дальность действия. На высоте 1500 м самолет обнаруживался на расстоянии до 50 км.
В феврале 1939 года Комитет Обороны при СНК СССР принял решение начать разработку двух опытных образцов радиолокационной станции (РЛС) на базе расчетов и экспериментальных работ Ленинградского физико-технического института. Разработка и изготовление опытных образцов РЛС было поручено московскому НИИ-20 (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники), имеющему многолетний опыт создания сложных радиотехнических систем в области радиосвязи. В апреле 1940 г. были изготовлены два опытных образца РЛС «Редут-40». Это был 2-антенный вариант РЛС с двумя синхронно вращающимися кабинами. В передающей кабине внутри фургона, вращающегося на шасси автомашины ЗИС-6, был расположен генератор на лампах типа ИГ-8 мощностью 50 кВт (с рабочей длиной радиоволны 4 м). В приемной кабине внутри фургона, установленного на шасси автомашины ГАЗ-3А, размещалась приемная аппаратура.
РЛС РУС-2 позволяла обнаруживать самолеты на расстояниях до 150 км, на всех высотах, определять дальность до них, вычислять скорость полета. Точность определения составляла: по дальности около 1000 м, по азимут 2-3°. Станция распознавала группы и одиночные самолеты, при нахождении их на разных азимутах и дальностях в пределах зоны обнаружения РЛС. Используя информацию от РЛС РУС-2, командование частей ПВО впервые могло контролировать значительный объем воздушного пространства, оценивать и прогнозировать формы и способы боевого применения авиации противника, планировать боевые действия своей авиации и зенитной артиллерии. Поставки РЛС РУС-2 в войска значительно повысили эффективность противовоздушных группировок.
Одновременно с разработкой радиолокационной станции РУС-2 НИИ-20 проводил исследования по ее совершенствованию. Двухантенная система была заменена на одноантенную, при этом фургон был сделан неподвижным, теперь вращалась только антенна. Проведенная модернизация позволила избавиться от сложных систем вращения и синхронизации, уменьшила трудоемкость изготовления РЛС в 1,5-1,7 раза, значительно уменьшить потребляемую мощность. Уменьшение трудоемкости изготовления станции позволило увеличить выпуск изделий без увеличения производственных площадей, снизить стоимость РЛС, повысить надежность, упростить эксплуатацию РЛС РУС-2 в войсках. Проблема совмещения передающей и приемной аппаратуры в одной антенне была решена инженером Д.С. Михайлевичем. В результате в 1941 году была разработана станция «Редут-41», которая была принята на вооружение под названием «РУС-2». РЛС имела одну общую передающе–принимающую антенну и была смонтирована на двух автоприцепах.
Одновременно с изготовлением и поставкой в войска мобильных РЛС РУС-2 Управление связи РККА в конце 1940 г. выдало НИИ-20 задание на разработку и изготовление десяти РЛС "Пегматит" в стационарном варианте для частей службы ВНОС. Разработка РЛС "Пегматит" осуществлялась тем же коллективом сотрудников института под руководством А.Б. Слепушкина и представляла собой коренную модернизацию аппаратуры станции «Редут». Особенность ее состояла в возможности перевозки в разборном виде укладочных ящиках любым видом транспорта, вплоть до гужевого. Аппаратура РЛС могла размещаться в землянке, палатке, окопе. Даже мачта-тренога для антенны изготавливалась на месте развертывания из деревянного подручного материала (позже в комплект РЛС стала входить разборная мачта из металлических труб). В мае 1941 г. институт сдал заказчику первые две РЛС "Пегматит", которые успешно прошли полигонные испытания.
В то время не только наша страна, но и западные страны разрабатывали такое оружие. Сопоставление отечественных РЛС с иностранными приведено в таблице 1.
В июне 1941 года боевой расчет Г.И. Гельфенштейна получил новую станцию «Редут-41», установленную на высотке в деревне Большая Ижора. Именно здесь Г.И. Гельфенштейн совершил главное дело своей жизни.
Воскресенье, 21 сентября 1941 года, 8:00. Григорий Ильич заступил на очередное боевое дежурство. Ясная погода, довольно тепло. Примерно в 9:50 он заметил на экране локатора несколько групп больших самолетов, приближающихся с трех направлений: севернее Новгорода, севернее ж/д. станции Дно и около Луги. Эти районы были местами дислокации авиации противника. «Наблюдая цели, я смог определить, что их общее количество уже превышает 170-180. В каждой группе 18-20 самолетов. Над районом Гатчина – Сиверская походные колонны становятся в большой круг. … Но вот вижу, что они разделились на три колонны, примерно равные по числу самолетов. … И тут вдруг, в какой-то короткий миг, по еле-еле начавшемуся смещению одной из колонн на запад я разгадал замысел врага: Это идут на нас, на корабли! Идут на Кронштадт!»


Все, что было видно на экране радиолокатора, записывалось в журнал и одновременно передавалось на КП ПВО КБФ. Делал это непосредственно старший смены, тогда это был Г.И. Гельфенштейн. И вот, когда до линии фронта оставалось 180-220 км, а это 15-20 минут полета, Григорий понял, что его донесения в штаб «принимаются как-то слишком бесстрастно». И он решается на отчаянный шаг: «Беру у сидящего рядом оператора-телефониста В. Майорова телефонную трубку связи с КП ПВО КБФ и прямо, открытым текстом, говорю дежурному офицеру, который обычно записывает наши кодировки: Это идут на вас! Их 230-250! Давайте тревогу! Меня поняли правильно…»
Это был первый бой. А 22-го и 23-го было еще два налета. Каждый последующий был все с меньшим числом самолетов противника. Артиллерия КБФ била фашистов по уже известным данным радиолокационной разведки. Врагу пришлось несладко, но и избежать потерь полностью не удалось. Пикирующие бомбардировщики «Юнкерс Ju 87» потопили лидер «Минск»; сторожевой корабль «Вихрь»; подводную лодку «М – 74»; сел на грунт транспорт «Леваневский»; у линейного корабля «Марат» оторвало носовую часть до второй башни. Из этих кораблей впоследствии удалось восстановить только «Минск».
Благодаря слаженным действиям расчета РЛС «Редут-3», организованному артиллерийскому огню и определенной доли удачи КБФ сохранил свою боеспособность. Трагедии, произошедшей в Перл-Харборе 7 декабря 1941, удалось избежать. Отразив массированные авиационные налеты, Ленинград продолжал оставаться мощной крепостью с мощными огневыми средствами.
23 сентября в Большую Ижору приехал командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц. «Осознав высокую эффективность нашей РЛС в дни и часы Кронштадтского сражения, адмирал захотел познакомиться с этой техникой лично. И тут произошел казус. Тремя неделями ранее погиб наш начальник РЛС младший лейтенант Гусев, и его обязанности временно исполнял начальник радиостанции воентехник Лившиц. Он не пустил адмирала в аппаратную, ссылаясь на строжайшую секретность объекта и отсутствие письменного разрешения от командования нашего второго корпуса ПВО».
До ПОБЕДЫ оставалось еще долгих четыре года. За это время произошло очень многое, из чего сложилась история Великой Отечественной войны. Мы не имеем права забывать тех, кто сложил головы за наше будущее, кто трудился в тылу, бился с врагом на морских просторах и под водой, пикировал в горящем самолете на вражескую технику, горел в танках, кто в окопе оставался без единого патрона, но не бежал, а шел в «штыковую».…
Вечная им память!

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий