Инженерное дело в памятниках и музейных экспозициях Санкт-Петербурга

30 ноября 2009 - Морыляк А.В. [Админ]

История инженерного дела берёт своё начало из глубины веков: от простейших «инструментов» древности, до современных высокотехнологических оборудований. Практически весь процесс развития научно-технических возможностей человечества можно представить, базируясь на экспозиции музеев Санкт-Петербурга. При этом особое внимание необходимо уделить экспонатам Эрмитажа, Кунсткамеры, Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музея железнодорожного транспорта России, Музей Октябрьской железной дороги, Музея Арктики и Антарктики, Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Музей космонавтики и ракетной техники, Музей подводных сил России имени А.И. Маринеско, Центрального военно-морского музея и его филиалов: крейсера «Аврора» и подводной лодки «Народоволец», а также музея-ледокола «Красин».
Государственный Эрмитаж – это один из крупнейших музеев мира, здесь собрано около 3 миллионов памятников, представляющих культуру и искусство различных эпох и народов. Здесь можно ознакомиться с инструментами, кузнечными изделиями, ремесленными технологиями начального исторического периода, от древних веков до первой половины XIX века. Наиболее подробно представлена эпоха петровского времени. В ряду экспонатов этого времени особое место занимают навигационные приборы, штурманские принадлежности, декоративные изделия, связанные с мореходством. К этому времени относятся также выставленные различные чертежные инструменты, токарные станки Ф. Зингера и А.К. Нартова.
Кунсткамера – первый русский музей. Сегодня это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Он был создан на базе петровских коллекций, в которые собиралось все самое необычное. Наука и инженерное дело здесь представлено музеем М. В. Ломоносова, открытым в помещении Кунсткамеры вскоре после Великой Отечественной войны. Великий русский ученый почти четверть века проработал в этом здании. Коллекция музея посвящена начальному периоду существования Академии наук и вкладу М. Ломоносова в историю российской науки. В музее экспонируются документы и предметы ломоносовского времени, в том числе научные инструменты и книги. Кроме того, в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвященных этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран. На них представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие. Экспонаты постоянно пополняют музей уже на протяжении трех веков, это результат научных экспедиций и дальних плаваний известных первопроходцев И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лиснянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена, Н. Н. Миклухо-Маклая и других.
Российский Государственный музей Арктики и Антарктики является единственным в России и крупнейшем в мире музеем, посвященным природе и истории освоения полюсов нашей планеты. Коллекцию музея составляют около 75 000 экспонатов, некоторые из которых относятся к 16 веку. В основной экспозиции представлены макеты судов, на которых были совершены плавания к берегам Арктики, образцы одежды мореходов 16-17 веков, штурвал первого в мире арктического ледокола "Ермак". В музее имеется обширная коллекция навигационных приборов, знаменитых экспедиционных кораблей.
К тематике морских научных экспедиций относится также экспозиция на легендарном музее-ледоколе «Красин». При этом само судно является уникальным памятником судостроения мирового уровня. На протяжении 35 лет с момента постройки в 1917 г. сначала под именем «Святогор», с 1927 г. с названием «Красин», ледокол оставался лучшим кораблем своего класса в мире. Благодаря редкому долгожительству, его последнее плавание прошло в 1998 г., ледокол отлично сохранился. Значительное место в экспозиции отведено событиям 1928 года, когда ледокол принял участие в спасении участников арктической экспедиции Умберто Нобиле, переживших катастрофу дирижабля «Италия». В настоящий момент, в музее, идет формирования Корабельного фонда, в который входят коллекции навигационных и штурманских приборов, предметов корабельного быта. В фондах ледокола хранятся подлинные исторические документы и фотографии, посвященные истории ледокольного флота России. Интереснейшие кино-материалы включает в себя научный архив музея, а подлинные материалы, карты и чертежи ледокола хранятся в техническом архиве.
Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи является одним из самых крупных военно-исторических музеев мира. В нем располагаются ценнейшие коллекции артиллерийского вооружения и боеприпасов, стрелкового и холодного оружия, военно-инженерной техники, средств военной связи, боевых знамен, военной формы одежды, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков, а также архивных документов, свидетельствующих об истории развития артиллерии русской армии, ратных подвигах защитников Отечества. Наибольший интерес представляют макеты и модели сложных технических объектов. Например, модель специального артиллерийского станка для обработки цапф, макет жидкостного ракетного двигателя РД-101, устанавливавшегося на баллистические ракеты Р-2, ОРМ-52, ОРМ-65, различные типы ракет в разрезе, а также многочисленные артиллерийские приборы. Очень интересна внешняя экспозиция музея, в основном расположенная во внутреннем дворе Кронверка на площади более двух гектаров. Она уникальна по своей полноте, исторической и научной ценности. На открытых площадках размещено около 250 единиц артиллерийского, ракетного вооружения, инженерной техники и техники связи, в том числе отечественные и иностранные орудия - от древних до самых современных: самоходных, буксируемых и зенитных, предназначенных, в частности, и для стрельбы ядерными боеприпасами.
Центральный военно-морской музей (ЦВММ)- один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он ведет свою историю от Модель-камеры, учрежденной Петром I при Адмиралтействе в 1709 году для сбора и хранения чертежей и моделей кораблей. Всего в Центральном военно-морском музее хранится более 800 тысяч экспонатов, среди которых - модели старинных и современных кораблей, образцы оружия и боевой техники, навигационные приборы, карты, фотоматериалы, флаги и знамена, военные трофеи, личные вещи известных русских мореплавателей и флотоводцев, обширные коллекции живописи и нумизматики. Из экспонатов следует выделить древний челн-однодеревку, датируемый археологами началом I тысячелетия до нашей эры, знаменитый ботик Петра Великого, многим известный как «дедушка русского флота», подводную лодку С.К. Джевецкого с мускульным приводом, истребитель И-16 Героя Советского Союза Б. Сафонова, крупномасштабный макет паровой машины броненосца «Ослябя».
ЦВММ имеет филиалы, представляющие большой интерес для изучающих инженерное дело. Это корабль-музей крейсер «Аврора», подводная лодка Д-2 («Народоволец»), Музей «Кронштадтская крепость», Музей «Дорога Жизни».
Крейсер «Аврора», является не только памятником отечественного кораблестроения, но и участником Русско-японской войны и Цусимского сражения, участником боевых действий на Балтийском море в Первую мировую войну. После революционных событиях 1917 года, когда в ночь на 25 октября (7 ноября) «Аврора» сделала выстрел, ставший сигналом к началу штурма Зимнего дворца, корабль стал символом советской эпохи. Затем «Аврора» долгие годы была учебным кораблем.
Подводная лодка «Народоволец» - одна из первых советских лодок, построена на Балтийском заводе в 1927-1931. В 1933-39 гг. входила в соединение подводных лодок Северного флота, в годы Великой Отечественной войны принимала участие в боевых действиях на Балтике и до 1975 находилась в составе Краснознаменного Балтийского флота, до 1987 использовалась в качестве учебно-тренировочной станции. В 1989 лодка по инициативе ветеранов-подводников установлена на берегу Финского залива как памятник.
Большое количество памятников и памятных знаков Санкт-Петербурга имеет непосредственное отношение к знаменитым инженерам и техническим раритетам прошлого. Прежде всего, здесь следует назвать памятники экипажам миноносца «Стерегущий», клипера «Опричник», броненосца «Император Александр III», легендарной полуторке, погибшим работникам «Водоканала», мужеству ликвидаторов Чернобыльской катастрофы. На стрелке Васильевского острова установлен речной якорь, изготовленный Олонецким заводом в 1723 г., на территории выставочного комплекса «Ленэкспо» установлен торпедный катер. В числе памятников создателям и испытателям технических объектов имеются памятники А.Ф. Можайскому, С.И. Мосину, А.А. Бетанкуру, А.С. Попову, В.К. Рентгену, К.Э. Циолковскому, В.П. Чкалову, М.В. Ломоносову, С.О. Макарову, М.Г. Балабушке, Л.М. Мациевичу, А. Нобелю. Петру I установлено более 10 памятников, среди них особо интересен «Царь-плотник». Имеются также многочисленные памятники военнослужащим, в том числе И.Ф. Крузенштерну, Ф.Ф. Беллинсгаузену, А.И. Маринеско, П.С. Нахимову, П.К. Пахтусову, памятный знак женской зенитной батарее, защищавшей блокадный Ленинград.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий