Дизели 12ЧН18/20

Дизели 12ЧН18/20 предназначены для использования в качестве главных судовых двигателей; для установки на тепловозы и дизель-поезда, а также для привода электрогенераторов.


 Продольный и поперечный разрезы одной из моделей дизеля 12ЧН18/20 — М756Б-1 — показаны на рис. 5, 6.
 

Конструкция


Дизель имеет V-образное расположение цилиндров под углом 60°.


Картер дизеля отлит из алюминиевого сплава и состоит из двух половин: верхнего и нижнего картера. Верхний картер воспринимает все усилия, нижний картер служит только маслосборником. Плоскость разъема расположена ниже оси коленчатого вала. По бокам верхнего картера расположены опоры для крепления дизеля. Плоскость опор находится на уровне оси коленчатого вала.


 Семь коренных подшипников скольжения расположены в верхнем картере. Разъемные стальные вкладыши залиты оловянно-свинцовистой бронзой. Рабочая поверхность вкладышей покрыта свинцово-оловянистым сплавом. Вкладыши коренных подшипников взаимозаменяемые.

 

Коленчатый вал с шестью коленами, расположенными под углом 120°, изготовлен из легированной стали и подвергнут круговому азотированию.


К фланцу коленчатого вала крепится пружинный амортизатор, снижающий неравномерность крутящего момента при переменных нагрузках.


Шатунный механизм состоит из главного и прицепного шатунов. Вкладыши главного шатуна залиты оловянно-свинцовистой бронзой. Прицепной шатун соединен с главным посредством пальца, запрессованного в проушины главного шатуна.


Штампованные поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Поршневой палец — плавающего типа, изготовлен из легированной стали.


Два шестицилиндровых моноблока, отлитые из алюминиевого сплава, крепятся на верхнем картере силовыми шпильками.


 В каждом моноблоке запрессовано шесть гильз до упора в дно камеры сгорания. Гильзы цилиндра представляют собой соединение двух труб: внутренней — из легированной стали и внешней — из углеродистой стали. Через полость, образованную этими трубами, циркулирует вода. Поджатие гильзы осуществляется кольцевой гайкой, воздействующей на внешнюю трубу через уплотнительный пакет, состоящий из плоских стальных и резиновых колец. При этом создается уплотнение как водяной полости, так и газового стыка.


В верхней части моноблока расположены механизм газораспределения и форсунки. Каждый цилиндр имеет четыре клапана — два впускных и два выпускных. Клапан прижимается к седлу тремя цилиндрическими пружинами. Клапаны каждого моноблока приводятся в действие непосредственно от двух распределительных валов.


На моноблоках крепятся выпускные коллекторы, охлаждаемые пресной водой с добавлением антикоррозионной присадки или антифризом, и всасывающие коллекторы.

 В развале моноблоков установлен двенадцатиплунжерный топливный насос высокого давления, который через рессору приводится во вращение от коленчатого вала двумя парами конических шестерен.


Регулятор скорости — всережимный, непрямого действия, с катарактом и гидравлическим упором пуска, ограничивающим заброс частоты вращения при пуске дизеля.


 Насосы — маслонагнетающий, маслооткачивающий, пресной воды, забортной воды (для судовых модификаций), а также распределительные валы приводятся системой конических и цилиндрических шестерен и рессор от центральной шестерни коленчатого вала. К заднему торцу дизеля крепится носок отбора мощности, реверсивная муфта или редуктор.


Топливная система состоит из подкачивающего шестеренчатого насоса, двух фильтров, блочного топливного насоса высокого давления с регулятором, форсунок закрытого типа с гидравлически управляемой иглой и трубопроводов. Смесеобразование — открытая камера сгорания с непосредственным впрыском топлива.


Система смазки — циркуляционная под давлением с «сухим» картером, в нее входят шестеренчатые маслонагнетающий и маслооткачивающий насосы, а также два сдвоенных масляных фильтра.


 Система охлаждения дизелей может быть выполнена двухконтурной водо-водяной или водовоздушной.


 Циркуляция воды в системе первого контура поддерживается центробежным насосом пресной воды, смонтированным на дизеле. Поток воды поступает в оба моноблока и, охладив гильзы цилиндров, вытекает в головки, а оттуда в полости стенок выпускных коллекторов и турбокомпрессор. Циркуляционный насос второго контура также монтируется на двигателе.


Наддув дизелей осуществляется турбокомпрессором (двумя ТК-18Н или одним ТКР-23).

 

Пуск дизелей производится (в зависимости от назначения) сжатым воздухом, электростартером или генератором тепловоза.
Дизели приспособлены для подключения системы дистанционного управления.


ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ГЛАВНЫЕ 12ЧСН18/20


Главные судовые дизели 12ЧСН18/20 имеют реверсивную муфту, позволяющую воспринимать осевую нагрузку от гребного винта до 60 кН на переднем ходу и до 20 кН на заднем.


Дизели М419А, М417, ДРА210В оборудованы двумя турбокомпрессорами ТК-18Н и охладителем наддувочного воздуха пластинчатого типа, в который подается забортная вода из внешнего контура охлаждения дизеля.


Дизель М417А предназначен для замены ранее выпускавшихся дизелей М400. На нем установлен турбокомпрессор ТКР-23.


У дизелей М417 и М417А реверсивная муфта дисковая, более простая и надежная, чем ранее применявшаяся фрикционно-кулачковая муфта.


Дизель ДРА210В имеет нереверсивный планетарный редуктор.


Дизели М420, IM430 и М430А более форсированы, чем остальные судовые дизели, поэтому у них повышены запасы прочности основных силовых деталей (моноблока, картера, коленчатого вала, шатунов). Поршни составные (стальная съемная головка и штампованный алюминиевый тронк), с масляным охлаждением. Масло подается от навешенного на дизель специального насоса через неподвижные сопла в верхнем картере.


Дизели имеют турбокомпрессор ТК-21 с двумя охладителями воздуха пластинчатого типа.


 Технические характеристики дизелей приведены в табл. 1, общий вид дизеля М419А показан на рис. 1, а область его допустимых режимов работы — на рис. 2.
 

 

Таблица 1

 

/>/>/>/>/>/>/>/>/> Показатели Судовые дизели М419А М417 М417А М401А-2 ДРА-210В М420 М430 М430А Назначение Главные судовые для судов на подводных крыльях и глиссирующих судов Главный судовой Главный судовой для судов на подводных крыльях Главный судовой для судов на воздушной подушке Для плавучего экскаватора Номинальная (полная) мощность, кВт 809 809 736 736 809 990 990 890 (полная) Частота вращения, мин -1 1550 1550 1550 1550 1550 1550 1550 1600 Среднее эффективное давление, бар 10,3 10,3 9,3 9,3 10,3 12,6 12,6 10,9 Средняя скорость поршня, м/с 10,3 10,3 10,3 10,3 10,3 10,3 10,3 10,6 Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 - - - - - 2 2 2 Передаточное число редуктора:

на переднем ходу

1 1 1 1 4,15

на заднем ходу

0,8 0,71 0,71 0,8 1 Стандартный удельный расход, г/кВт-ч:







топлива

200 200 204 203 200 198 198 199

масла на угар

2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 Назначенный ресурс, тыс.ч:

до первой полной переборки

4,5 4,5 3,5 3,5 4 5 5 3

полный

10 10 9 9 10 14 14 10 Масса (сухая), кг 2200 2225 2200 2100 2350 2635 2270 2350 Габаритные размеры, мм:

длина L

2825 2680 2680 2825 0,27 2850 2410 2545

ширина В

1260 1260 1220 1260 1260 1150 1150 1170

высота Н

1250 . 1275 1600 1250 1270 1285 1285 1295 Топливо Дизельное Л-0,2-61 и Л-0,5-61 ГОСТ 305—82* Масло Моторное М20В2Ф ГОСТ 12337—84* Технические условия ТУ 24.06. 5436—86 ТУ 24.06. 5408—88 ТУ 24.06. 5439—89 ТУ 24.06.5429—82 Код ОКП 31 2312 0000

 

* Для дизелей типа ЧН18/20 всех назначений.

 

 


Рис. 1. Судовой дизель 12ЧСН18/20 (М419А)

 

Рис. 2. Область допустимых режимов работы дизеля М419А:

1 — ограничительная характеристика в условиях умеренного климата;

2 — внешняя характеристика;

I — зона работы без ограничения по времени;

II — зона кратковременных нагрузок (не более 10 мин);

III — зона непрерывной работы не более 1 ч (от общей продолжительности работы не более 5%)

 

ДИЗЕЛИ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ УСТАНОВОК И ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ 12ЧН18/20


Дизели М623 и М640 используются для привода электрогенераторов. У дизеля М623 к заднему торцу картера крепится носок вала отбора мощности, у дизеля М640 носок и амортизатор на коленчатом вале отсутствуют. У дизеля М634А, предназначенного для привода передвижных компрессоров буровых установок, имеются дополнительные отборы мощности: на 66 кВт для привода вентилятора и на 4,4 кВт для привода электрогенератора Г-6,5С напряжением 28 В. Пуск дизелей осуществляется сжатым воздухом, система охлаждения
у дизелей М623 и М640 двухконтурная или радиаторная, у М634А — только радиаторная. Все они оборудованы турбокомпрессором ТКР-23 и не имеют охлаждения наддувочного воздуха.


Тепловозный дизель М756Б-1 предназначен для установки на дизель-поездах и автомотрисах. К заднему торцу дизеля крепится носок вала отбора мощности, соединенный шлицевой муфтой с коленчатым валом. С левой стороны расположен электростартер, который питается от аккумуляторной батареи. Охлаждение дизеля радиаторное.


 Технические характеристики дизелей даны в табл. 2. Общий вид дизеля М756Б-1 показан на рис. 3, габаритный чертеж — на рис. 4, п
родольный и поперечный разрезы — на рис. 5, 6.

 

Таблица 2

 

/>/>/>/>/> Показатели Дизели для передвижных установок и дизель-поездов М623 М640 М634А М756Б-1 Назначение Для привода электрогенераторов Для привода компрессоров Тепловозный для дизель-поездов и автомотрис Номинальная (полная) мощность, кВт 535 677 635 736 (полная) Частота вращения, мин-1 1500 1500 1500 1500 Среднее эффективное давление, бар 7 8,9 8,3 9,7 Средняя скорость поршня, м/с 10 10 10 10 Стандартный удельный расход, г/кВт-ч:

топлива

201 201 204 204

масла

2,2 2,2 2,2 2J2 Степень автоматизации по ГОСТ 14223— 80 3 3 1 1 Назначенный ресурс, тыс. ч:

до первой переборки

6 5 5 7

полный

18 16 15 18 Масса (сухая), кг 1650 1600 1850 1950 Габаритные размеры, мм:

длина L

2550 2260 2405 2405

ширина В

1220 1220 1220 1240

высота Н

1600 1600 1535 1475 Технические условия ТУ 24.06.723.88 ТУ 24.06.530—90 ТУ 24.06.128—83 ТУ 24.06.127—84 Код ОКП 31 2332 4200 31 2332 0000 31 2332 8400 31 2332 2900

 

 


Рис. 3. Дизель М756Б-1

 


Рис. 4. Габаритный чертеж дизеля М756Б-1

Рис. 5. Продольный разрез дизеля М756Б-1

 

Рис. 6. Поперечный разрез дизеля М756Б-1

 

ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ СТАЦИОНАРНЫЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ С ДИЗЕЛЯМИ 12ЧН18/20


Электростанции КАС-500А и КАС-630 являются автономными, полностью автоматизированными энергетическими установками и используются в качестве резервного или аварийного источника электропитания, с частотой тока 50 и 60 Гц.


Станции выпускаются с двухконтурной (КАС-500ДА, КАС-500/60ДА и КАС-630Д) или с радиаторной (КАС-500РА, КАС-500/60РА и КАС-630Р) системой охлаждения в исполнении для районов с умеренным, сухим тропическим и влажным тропическим климатом.


В состав станций входят: дизель-генератор, расширительный бак или блок охлаждения в зависимости от системы, электрокомпрессор, блок осушки воздуха, щиты комплектного устройства управления станцией и ее собственными нуждами.


Дизель, генератор, пульт управления, исполнительные устройства и системы, обеспечивающие работу дизель-генератора, смонтированы на общей раме.


Пульт управления дизель-генератора предназначен для ручного пуска, остановки и визуального контроля за его работой.


Для автоматического управления, сигнализации и защиты дизель-генератора служит щит автоматического управления станцией и ее собственными нуждами. От щита генератора осуществляется управление генератором.


Электростанции АС-630М, AM предназначены для использования в качестве резервного или аварийного источника электропитания (при наличии АЭП), а также, по согласованию с изготовителем, в качестве основного источника электропитания.


Электростанции АС-630М, AM поставляются в утепленном вагоне и состоят из дизель-генератора, топливного бака, электрокомпрессора, отопительно-вентиляционной установки, блока осушки воздуха, батареи газового пожаротушения, стабилизаторов напряжения, вспомогательного оборудования для работы дизель-генератора (насосы, фильтры, подогреватели, блок охлаждения и т. п.), пожарной автоматики, аккумуляторной батареи, шкафов и щита управления. Крыша вагона съемная, что позволяет производить монтаж и демонтаж оборудования электростанции.


Дизель, генератор, пульт управления, исполнительные устройства и системы, обеспечивающие работу агрегата, смонтированы на общей раме.
Пульт управления дизель-генератора предназначен для ручного пуска, остановки и визуального контроля за его работой.


Стойка управления автоматизированной станцией и ее собственными нуждами предназначена для автоматического управления, сигнализации и защиты дизель-генератора.


Технические характеристики электростанций даны в табл. 30.

 

Таблица 30

/>/>/>/>/> Показатели Стационарные электростанции КАС-500А КАС-500/60А КАС-630 КАС-630М, АМ Марка:



дизеля

М623 М623 М640 М640

генератора

СГДМ11-46-4 СГДСП-45-6 СГДМ12-42-4У2 СГДМ12-42-4У2 Номинальная мощность, кВт 500 500 630 630 Частота вращения, мин-1 1500 1200 1500 1500 Род тока Переменный трехфазный Частота тока, Гц 50 60 50 50 Напряжение, В 400 400 400 400 Степень автоматизации по ГОСТ 142128—80 3 3 3 3 Время выхода на полную нагрузку от сигнала «Пуск», с 5 5 5 5 Время необслуживаемой работы, ч 300 300 300 300 Удельный расход при стандартной мощности дизеля и установленном КПД генератора, г/кВт-ч:

топлива

221 225 219 219

масла

2,4 2,4 2,4 2,4 Назначенный срок службы до переборки дизеля, лет 15 10 15 15 Масса (сухая), кг 5270 6100 5900 6900 Габаритные размеры дизель-генератора, мм:

длина L

4420 4230 4100 4100

ширина В

1220 1550 1220 1405

высота Н

1900 1900 2100 2100 Технические условия ТУ 24.6-822—79 ТУ 24.06. 430—90 ТУ 24.06. 422—88 Код ОКП 31 2322 5800 31 2322 0000

 

 

Информация взята из отраслевого каталога
«Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска.
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU.
При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны.

Комментарии (1)
Евгений Сергиенко # 15 августа 2012 в 20:52
Какая степень сжатия двигателя М-401? Очень надо
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев