Двигатели 10Д20,7/2Х25,4

Дизели 10Д20,7/2X25,4 и 10ДH207/2X25,4 предназначены для привода тепловозных, стационарных и судовых генераторов постоянного и переменного тока, а газовые двигателя 10ГД20,7/2Х Х25,4 — для привода стационарных генераторов переменного тока.


Двигатель, генератор и возбудитель смонтированы на общей раме и поставляются комплектно.


Габаритный чертеж дизель-генератора с дизелем 10ДН20,7/2Х25,4 (10Д100) приведен на рис. 80, поперечный разрез дизеля — на рис. 81.

 

Рис. 80. Габаритный чертеж дизель-генератора с дизелем 10ДН20,7/2Х25,4

 

Рис. 81. Поперечный разрез дизеля 10Д100

 


Конструкция


Двигатель имеет рядную компоновку с противоположно движущимися поршнями и двумя коленчатыми валами.


Блок цилиндров выполнен стальным, сварным. К вертикальным листам блока приварены опоры коренных подшипников, вкладыши которых изготовлены из бронзы и залиты баббитом. Сверху блок закрыт крышкой со смотровыми люками. У тепловозных и стационарных двигателей к нижней плоскости блока крепится подмоторная рама, образующая маслосборник, у судовых дизелей — поддон, масло из которого стекает в цистерну.


Втулка цилиндра литая из специального легированного чугуна. В средней части на втулку напрессована стальная рубашка, образующая водяную полость. Уплотнение осуществляется резиновыми кольцами.


В средней части цилиндра установлены две форсунки, индикаторный вентиль и пусковой клапан (у дизелей с воздушным пуском).
Поршень литой чугунный, имеет четыре компрессионных и три маслосъемных кольца, охлаждается маслом. Плавающий поршневой палец пустотелый стальной, цементированный.


Шатун двутаврового сечения отштампован из легированной стали. В верхнюю головку шатуна запрессована стальная втулка с бронзовой заливкой. Нижняя головка шатуна имеет бронзовые вкладыши, залитые баббитом; у моделей 10Д100М шатунные вкладыши сталеалюминиевые. Коленчатые валы отлиты из специального чугуна. Нижний коленчатый вал имеет антивибратор маятникового типа. Верхний и нижний коленчатые валы соединены вертикальной передачей.


Два распределительных вала, расположенных по обеим сторонам дизеля, служат для привода топливных насосов высокого давления и приводятся от верхнего коленчатого вала.


Регулятор всережимный центробежный, изо-дромный, непрямого действия, с гидравлическим сервомотором. Регулятор тепловозного дизеля имеет электропневматическое или электрогидравлическое устройство для ступенчатого дистанционного управления (15 рабочих режимов в диапазоне от 270 до 850 мин-1); судового дизеля — устройства ручного и дистанционного управления. У регулятора дизель-генератора переменного тока имеется устройство изменения степени неравномерности и бесступенчатая система дистанционной настройки скорости электрического типа. На дизелях устанавливается предельный регулятор, ограничивающий наибольшее число оборотов.


Топливная система дизеля состоит из подкачивающего насоса, сетчатого фильтра грубой очистки и войлочного или бумажного фильтра тонкой
очистки, топливных насосов высокого давления, форсунок и трубопроводов. Привод подкачивающего насоса осуществляется от коленчатого вала. Топливные насосы высокого давления золотникового типа, по два на каждый цилиндр, расположены по обеим сторонам двигателя. В каждом цилиндре установлены две форсунки закрытого типа.


Система подачи газа у газовых двигателей включает в себя газовые клапаны с дозатором и форкамеры с автоматическими клапанами на каждом цилиндре, автоматические диафрагменные редукторы с пневматическими командными головками форкамерного и пускового газа, а также пусковой газовый клапан с пневматической командной головкой.


Система зажигания газа — двойная бесконтактная тиристорная, с батарейным питанием. Система состоит из датчика-распределителя, двух электронных коммутаторов, катушек и свечей зажигания (по две на каждый цилиндр). Питание системы зажигания осуществляется от аккумуляторной батареи, напряжение — 12 вольт.


Система смазки состоит из циркуляционного масляного и маслопрокачивающего насосов, фильтров грубой и тонкой очистки, частично поточного центробежного фильтра и холодильника масла. Масляный насос имеет привод от коленчатого вала. Фильтр грубой очистки масла пластинчато-щелевого типа, у стационарных двигателей — сетчатый. Система тонкой очистки масла комбинированная, состоит из параллельно включенных фильтров: центробежного (центрифуга) и фильтра тонкой очистки со сменными бумажными фильтрующими элементами.


На судовых дизелях смазочное масло охлаждается забортной водой, на тепловозных — воздухом, на стационарных — водой.

Маслоперекачивающий насос имеет привод от электродвигателя, служит для заполнения масляной системы перед пуском дизеля и для прокачки масла через маслоподогре-ватель.


Масляная система судовых и стационарных двигателей имеет терморегулятор. Система смазки дизель-генераторов 7Д100М, 15Д100 и 15Д100М включает дополнительно автономный масляный на сое с приводом от электродвигателя и теплообменник для нагрева масла и поддержания агрегата в состоянии горячего резерва. Система горячего резерва автоматически включается при остановке дизеля и обеспечивает прокачку дизеля подогретой водой и маслом.


Система охлаждения тепловозного дизеля замкнутая, состоит из водяного насоса, холодильника, охлаждаемого воздухом, расширительного бака и терморегулятора. Водяной насос имеет привод от коленчатого вала.


Система охлаждения судового дизеля двухкон-турная. Пресная вода и масло охлаждаются забортной водой. Система охлаждения забортной водой состоит из водяного насоса, водяного и масляного холодильников и терморегулятора.


Система охлаждения автоматизированных дизель-генераторов 7Д100М, 15Д100 и 15Д100М замкнутая, с принудительной циркуляцией пресной воды. Автоматическое регулирование температуры масла осуществляется терморегуляторами.


Ротативная воздуходувка, установленная на заднем торце дизеля, имеет привод от верхнего коленчатого вала и подает продувочный воздух в ресиверы. Дизели с газотурбинным наддувом имеют двухступенчатую систему наддува: первая ступень включает два параллельно работающих турбокомпрессора ТК-34; вторая ступень—приводной центробежный или ротативный нагнетатель. Охладители воздуха установлены после второй ступени.


Пуск тепловозного дизеля производится от аккумуляторных батарей с использованием генератора в качестве сериесного электродвигателя. Пуск судового дизеля и автоматизированных дизелей 7Д1001М, 15Д100 и 15Д100М производится сжатым воздухом под давлением 17,6 бар.


Система автоматического и дистанционного пуска дизель-генераторов обеспечивает пуск дизеля, прогретого до температуры 50° С, и предусматривает выполнение следующих операций: прокачка дизеля маслом и топливом; пуск дизеля; увеличение частоты вращения коленчатого вала до номинальной; самосинхронизация агрегатов между собой или с внешней сетью; прием нагрузки. Система управления дизель-генератором дистанционная.


Дизель имеет следующие контрольно-измерительные приборы: манометры для замера давления масла, топлива, воды, термометры для контроля температур масла и воды, тахометр.


Система аварийно-предупредительной сигнализации контролирует температуру воды в системе охлаждения и давление масла в системе смазки.


Дополнительно на дизель-генераторах 7Д100М, 15Д100 и 15Д100М система автоматизации обеспечивает защиту агрегата при повышении температуры подшипника генератора выше допустимого значения, температуры воздуха охлаждения генератора, давления в картере, а также отключает генератор от сборных шин при аварийной остановки агрегата.

 

Технические характеристики дизель-генераторов даны в табл. 35, мотор-генераторов — в табл. 36.

 

Таблица 35

Показатели 2Д100М 10Д100М2 7Д100М 15Д100 15Д100М ЗД100 13Д100 14Д100
Назначение Тепловозные Стационарные Судовые
Мощность номинальная (полная), кВт:
 

дизель-генератора

1375 (полная) 2080 (полная) 1000 1600 1600 1250 1250 1800

дизеля

1455 2206 1100 1690 1690 1325 1325 1910
Частота вращения, мин-1 850 850 750 750 750 810 810 810
Среднее эффективное давление, бар 6 9,1 5,15 7,9 7,9 5,75 5,75 8,15
Средняя скорость поршня, м/с 7,2 7,2 6,35 6,35 6,35 6,85 6,85 6,85
Удельный расход, г/кВт-ч:
 

топлива:


 

на номинальной (полной) мощности:


 

дизель-генератора

244 225 248 238 238 248 250 238

дизеля

231 210,8 231 224 224 231 238 224

стандартный (дизеля)

222 201 218 215 215 218 225 211

масла на угар (дизеля)

1,8 0,95 1,36 1,36 1,36 1,36 1,36 1,8
Назначенный ресурс, тыс. ч:
 

до первой переборки дизеля

10 16 7 7 7 7 6 7

до капитального ремонта

45 60 40 50 40 45 45 45
Обозначение (марка) генератора МПТ 99/47А ГП-ЗП БМУ2 СГДС15-54-8 СГДС15-74-8 ГП-1375-810 ПГ-145-1 ГП-306А
Род тока Постоянный Переменный трехфазный Постоянный
Напряжение, В 550 444/700 10500 6300 10500 500 2X400 600
Частота тока, Гц 50 50 50
Степень автоматиза­ции по ГОСТ 14228— 80 1 1 3 3 3 1 1 1
Масса дизель-генератора (сухая), кг 27000 28000 29350 34000 34000 283000 316000 31000
Габаритные размеры, мм:
 

длина L

6545 6714 8770 8600 8800 6950 7860 6785

ширина В

1730 2610 2280 2380 2280 1855 1855 1970

высота Н

3263 3185 3114 3245 3245 4250 4114 3240
Топливо Дизельное ГОСТ 305—82
Масло Моторное М-14В2 или М-14Г2 ГОСТ 12337—84
Технические условия ТУЗ-24—79 ТУЗ-517—88 7Д100М ТУ ГУЗ-904—75 15Д100М ТУ ТУЗ-781—73 ТУЗ-782— 73 ТУЗ-780— 73
Код ОКП 31 2325 2000 31 2325 5400 31 2325 1300 31 2325 4100 31 2325 4200 31 2325 2400 31 2325 2500 31 2325 4400

 

Таблица 36

Показатели 11ГД100М-750 11ГД100М-600
Мощность номинальная, кВт:
 

 

Мотор-генератора

1000 900

двигателя

1062 955
Частота вращения, мин-1 750 600
Среднее эффективное давление, бар 5,2 5,85
Средняя скорость поршня, м/с 6,35 5,08
Удельный расход тепла на номинальной мощности, кДж/кВт-ч:
 

Мотор-генератора

11179 10593

двигателя

10533 9965
Удельный расход масла на угар двигателя, г/кВт-ч, не более 1,36
Назначенный ресурс, тыс. ч:

до первой переборки двигателя

9

до капитального ремонта

60
Обозначение (марка) генератора СГДС15-30-8 СГДС15-39-10
Род тока Переменный
Напряжение, В 6300
Частота тока, Гц 50
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 2
Масса мотор-генератора (сухая), кг 28270
Габаритные размеры, мм:
 

длина L

8100

ширина В

2320

высота Н

3220
Топливо Природный газ с низкой теплотворностью 31 400-35590 кДж/мм3*
Масло Моторное М-14В2 или М-14Г2 ГОСТ 12337—84
Технические условия ТУ 3-408—76
Код ОКП 31 2325 1700 31 2325 1100
* Выпускается также модификация для работы на биогазе.

 

Информация взята из отраслевого каталога
«Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска.
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU.
При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны.

Комментарии (2)
Руслан Ахметгараев # 17 ноября 2012 в 03:54
здравствуйте а где можно полностью найти эту книгу «Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска.
Морыляк А.В. [Админ] # 30 ноября 2012 в 02:01
С какой целью интересуетесь?
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев