Дизели типа ЧН21/21 (ДМ-21)
Дизели ЧН21/21 (ДМ-21) используются на карьерных автосамосвалах большой грузоподъемности и в передвижных и стационарных электростанциях.
Дизели четырехтактные, тронковые, с V-об-разным (под углом 90°) расположением цилиндров, с газотурбинным наддувом. Продольный и поперечный разрезы дизеля ДМ-21А показаны на рис. 43, 44.
Конструкция
Блок-картер V-образной формы отлит из чугуна. В гнездах поперечных перегородок блок-картера расположены постели коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников стальные, закреплены двумя шпильками и для увеличения поперечной жесткости блок-картера стянуты с ним болтами, с этой же целью торцовые стенки блок-картера выполнены закрытыми. Коренные вкладыши биметаллические со стальной основой и антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы. Рабочая поверхность вкладышей покрыта приработочным, трехкомпонентным покрытием. Первый от маховика подшипник — упорный.. На боковых стенках блок-картера выполнены лючки для монтажа шатунов и осмотра состояния зеркала цилиндра. С правой стороны на крышке люка установлен предохранительный клапан, а с левой — суфлеры. В развале блок-картера установлен топливный насос высокого давления. В верхней части блок-картера (в развале) выполнены расточки под подшипники распределительного вала и для осей нижних рычагов механизма газораспределения. На переднем торце установлена агрегатная коробка, на которой установлены масляные, водяные и топливоподкачивающий насос, на заднем — кожух маховика. Снизу блок-картер закрыт поддоном, являющимся маслосборником.
В верхней части блок-картера в расточках под углом 90° размещены втулки цилиндров из специального чугуна. Наружные поверхности втулок, смываемые водой, хромированы, а на внутреннюю, рабочую поверхность нанесен маслоудерживающий микрорельеф. Уплотнение водяной полости втулки цилиндра в верхней части достигается притиркой ее бурта, внизу — двумя резиновыми кольцами. В верхнем, опорном бурте выполнены отверстия для перепуска охлаждающей жидкости в головку.
Головки цилиндров отдельные на каждый цилиндр отлиты из алюминиевого сплава и крепятся к блок-картеру шпильками. Уплотнение между втулкой цилиндра и головкой осуществляется биметаллической прокладкой. В головке размещены: форсунка, два впускных и два выпускных клапана.
Поршень составной, охлаждаемый, состоит из стальной жаропрочной головки и алюминиевого тронка, скрепленных четырьмя шпильками. На поршне установлены два компрессионных кольца прямоугольного сечения, одно уплотнительное — конусное и одно маслосъемное коробчатого сечения с пружинным экспандером. Все кольца чугунные и по наружному диаметру покрыты хромом и приработочным антикоррозионным покрытием.
Наружная поверхность тронка покрыта про-тивозадирным составом. Поршневой палец плавающего типа из легированной стали, полый.
Шатун штампованный из легированной стали. Стержень шатуна двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована биметаллическая втулка со стальной основой и антифрикционным слоем свинцовистой бронзы. Нижняя головка разъемная со стальными вкладышами, залитыми свинцовистой бронзой и покрытыми приработочным трехкомпонентным покрытием.
Коленчатый вал штампованный из легированной стали. Для увеличения износостойкости и усталостной прочности вал азотирован. На переднем конце вала установлена шестерня привода агрегата, а на заднем — маховик с зубчатым венцом для стартерного запуска и полумуфта отбора мощности.
Газораспределительные клапаны приводятся через толкатели, штанги, коромысла и траверсу от распределительного вала (одного на оба ряда цилиндров), расположенного в блок-картере, в развале.
Наддув дизеля осуществляется турбокомпрессором. Системы охлаждения и смазки турбокомпрессора включены в соответствующие системы дизеля. Применяется охлаждение наддувочного воздуха. Выпускные коллекторы с водяным охлаждением.
Топливная система состоит из топливоподкачи-вающего насоса, фильтра тонкой очистки, воздухоотделителя, насоса высокого давления, форсунок и трубопроводов.
Система смазки состоит из маслозакачивающего и маслооткачивающего насосов, полнопоточных масляных фильтров, центробежного маслоочисти-теля, маслоперекачивающего шестеренчатого насоса с приводом от электродвигателя, трубопроводов и клапанов.
Система охлаждения жидкостная, принудительная, двухконтурная, (контур охлаждения наддувочного воздуха и контур охлаждения дизеля и турбокомпрессора). В систему охлаждения входят: насос системы охлаждения дизеля и турбокомпрессора, насос системы охлаждения наддувочного воздуха, охладители наддувочного воздуха и трубопроводы.
Пуск дизеля осуществляется электростартером.
Дизели имеют систему защиты и аварийной сигнализации, которая действует в случае:
падения давления масла (сигнализация и защита);
перегрева масла (сигнализация); перегрева охлаждающей жидкости (сигнализация) ;
повышения частоты вращения коленчатого вала сверх допустимой (защита);
чрезмерного уменьшения уровня охлаждающей жидкости (сигнализация);
засорения фильтрующих элементов маслофильтров (сигнализация).
Рис. 44. Продольный разрез дизеля ДМ-21А
Рис. 44. Поперечный разрез дизеля ДМ-21А
ДИЗЕЛИ ЦЕЛЕВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ ЧН21/21 И ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ
Дизель 8ЧН21/21 (8ДМ-21АЭ) предназначен для привода генераторов сварочных агрегатов магистральных трубопроводов.
Техническая характеристика | |
Мощность полная, кВт | 1176 |
Частота вращения, мин-1 | 1500 |
Среднее эффективное давление, бар | 16,5 |
Средняя скорость поршня, м/с | 10,5 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | |
топлива: |
|
на полной мощности |
208 |
стандартный |
199 |
масла на угар |
1,1 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | |
до переборки |
9 |
до капитального ремонта |
25 |
Масса (сухая), кг | 6250 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина L |
2660 |
ширина В |
1495 |
высота Н |
1960 |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305—82 |
Масло | Моторное М-14В2 ГОСТ 12337—84 |
Технические условия | ТУ 108.1357—86 |
Код ОКП | 31 2336 5200 |
Дизель-генераторы с дизелями ЧН21/21 (ДМ-21А) применяются в качестве силовой установки карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности. Технические характеристики этих дизель-генераторов приведены в табл. 24. Общие виды дизель-генераторов ДГ-600АМ и ДГ-800ВМ показаны на рис. 45 и 46.
Таблица 24
Показатели | ДГ-600АМ | ДГ-600БМФ | ДГ-800ВМ | ДГ-1300БМ |
Обозначение (марка): | 6ЧН21/21 | 8Ч21/21 | 12ЧН21/21 | |
дизеля |
(6ДМ-21АМ) | (6ДМ-21АФ) | (8ДМ-21АМ) | (12ДМ-21АМ) |
генератора |
ГПА-600 | ГПА-600 | ГПА-600В | БГС-1300 |
Мощность номинальная, кВт | 630 | 630 | 630 | 1250 |
Мощность полная дизеля, кВт | 809 | 956 | 1029 | 1765 |
Частота вращения, мин-1 | 1500 | |||
Среднее эффективное давление, бар | 14,8 | 17,5 | 14,4 | 16,1 |
Средняя скорость поршня, м/с | 10,5 | |||
Удельный расход, г/кВт-ч: | ||||
топлива: |
||||
на номинальной мощности |
208 | 206 | 208 | 211 |
при стандартной мощности дизеля |
197 | 194 | 198 | 199 |
масла на угар: |
||||
на номинальной мощности |
1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
при стандартной мощности дизеля |
1 | 1 | 1 | 1 |
Род тока | Постоянный | Переменный | ||
Частота тока, Гц | — | — | — | 50 |
Напряжение, В | 650 | 650 | 650 | 600 |
Степень автоматизации по ГОСТ 14288—80 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | ||||
до переборки дизеля |
9 | 8 | 9 | 8 |
до капитального ремонта |
25 | 21 | 25 | 21 |
Габаритные размеры, мм: | ||||
длина L |
3620 | 3620 | 4085 | 5445 |
ширина В |
1600 | 1600 | 1600 | 1720 |
высота Н |
2050 | 2050 | 2155 | 2300 |
Масса сухая, кг | 9460 | 8860 | 10000 | 14600 |
Технические условия | ТУ108.1479—89 | ТУ24.03.1528—89 | ТУ24.03.1529—89 | ТУ24.03.1566—89 |
Код ОКП | 31 23’26 4500 | 31 2326 4700 | 31 2326 5100 | 31 2326 6400 |
Рис. 45. Дизель-генератор ДГ-600АМ
Рис. 46. Дизель-генератор ДГ-800ВМ
Информация взята из отраслевого каталога «Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска. |
|||
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU. При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны. |
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |