Дизели Ч15/18 и ЧН15/18

Рис. 36. Общий вид дизеля 12Ч15/18 (1Д12-400)

 

Дизели Ч15/18 и ЧН15/18 используются в качестве главных судовых двигателей, тяговых двигателей маневровых тепловозов, в судовых, передвижных и стационарных дизель-генераторах, для привода нефтебуровых установок, в транспортных и землеройных машинах и других механизмах. Общий вид дизеля 12Ч15/18 показан на рис. 36.


Дизели четырехтактные, тронковые, с непосредственным впрыском топлива, рядные, шестицилиндровые (модификации дизеля Д6) и V-образные с углом развала 60° — двенадцатицилиндровые (модификации дизеля Д12), Имеются модификации с газотурбинным наддувом. Продольный и поперечный разрезы дизеля 12Ч15/18 показаны на рис. 37, 38; поперечный разрез дизеля 6Ч15/18 — на рис. 39.

 

Рис. 38. Поперечный разрез дизеля 12Ч15/18 (1Д12БМ)

 

Рис. 39. Поперечный разрез дизеля 6Ч15/18

 

 

Конструкция


Картер дизеля состоит из двух половин, отлитых из чугуна или алюминиевого сплава и соединенных шпильками. Плоскость разъема картера совпадает с горизонтальной осью коленчатого вала. В поперечных перегородках верхней половины картера установлены коренные подшипники. Вкладыши коренных подшипников взаимозаменяемые, на стальной основе, залитые свинцовистой бронзой и покрытые слоем свинца с добавкой олова.


К нижней половине картера, образующей маслосборник, крепятся водяной, масляный и топливо-подкачивающий насосы.


Блок цилиндров устанавливается на обработанную площадку картера и крепится стяжными (анкерными) шпильками. Стальные втулки цилиндров охлаждаются жидкостью, циркулирующей в полостях рубашки блока.


Головка блока, отлитая из алюминиевого сплава, — общая для шести цилиндров и имеет на каждый цилиндр по два впускных и два выпускных клапана.


Для управления клапанным механизмом на головке в подшипниках скольжения установлены два стальных полых распределительных вала — впуска и выпуска. Кулачки валов непосредственно воздействуют на клапаны. Привод распределительных валов осуществляется от коленчатого вала через систему шестерен.


Поршень литой из алюминиевого сплава, с двумя уплотнительными и одним маслосъемным кольцами. Поршневой палец плавающего типа, стальной, полый.


Шатун двутаврового сечения штампованный из легированной стали с бронзовой встулкой, запрессованной в верхнюю головку. На нижней головке главного шатуна дизелей 12415/18 имеются проушины для соединения с прицепным шатуном.


Коленчатый вал штампованный из легированной стали. В передней части вала установлена коническая шестерня привода механизма передач, противоположный конец имеет фланец для крепления маховика. Коленчатый вал дизелей 12415/18 снабжен антивибраторами маятникового типа.


Регулятор скорости центробежный, всережим-ный прямого действия, выполненный в одном узле с топливным насосом.


Регулятор некоторых дизелей оборудован механизмом измерения наклона регуляторной характеристики.


Топливная система включает топливоподкачи-вающий насос коловратного типа, фильтр, насос высокого давления, форсунки закрытого типа и трубопроводы. Топливный насос высокого давления — плунжерный, блочный. В зависимости ог назначения дизеля на насос дополнительно устанавливаются устройство остановки дизеля при падении давления масла в главной магистрали, катаракт, корректор.


Система смазки дизеля — циркуляционная под давлением, с «сухим» картером. Она состоит из маслопрокачивающего насоса с электрическим приводом, масляного шестеренчатого насоса и масляного фильтра.


Система охлаждения с водо-водяным охладителем или радиатором. В первом случае отвод тепла от охладителя осуществляется водой внешнего контура, подаваемой насосом заборной воды. Во втором случае — от радиатора воздушным потоком, создаваемым вентилятором.


Циркуляция воды в системе охлаждения обеспечивается центробежным насосом, постоянство температуры — регулятором температуры типа РТП-32.


Наддув дизелей осуществляется турбокомпрессором типа ТКР-14Н. Смазка подшипников и охлаждение турбокомпрессора производится маслом и охлаждающей жидкостью, отводимыми соответственно от систем смазки и охлаждения дизеля.


Пуск дизеля может производиться электростартером от аккумуляторных батарей или сжатым воздухом.


Управление дизелем — со щитка, установленного на дизеле, или дистанционное.

 

Автоматизация дизелей в объеме 1-й степени ГОСТ 14228—80 обеспечивается в агрегате. Конструкция системы управления дизелей для привода генераторов предусматривает возможность автоматизации в составе дизель-генератора в объеме 1 — 3-й степеней. Дизели и дизель-генераторы могут поставляться в экспортном или экспортно-тропическом исполнениях.

 


ДИЗЕЛИ ЦЕЛЕВЫХ НАЗНАЧЕНИИ Ч15/18 И ЧН15/18 И ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ


В зависимости от назначения и условий применения дизели Ч15/18 и ЧН15/18 выпускаются в различных модификациях, отличающихся друг от друга мощностью, частотой вращения, отдельными конструктивными особенностями.


Главные судовые дизели ЗД6С2 и ЗД6ЛС2, ЗД6Н-235С2 и ЗД6НЛ-235С2 оборудованы реверс-редукторами, состоящими из понижающего редуктора и реверсивной муфты, позволяющей изменять частоту и направление вращения гребного вала. У этих дизелей имеется вал дополнительного отбора мощности для привода судовых механизмов. Габаритный чертеж судового дизеля ЗД6 представлен на рис. 40.

Направление вращения выходного фланца реверс-редуктора дизелей ЗД6С2 и ЗД6Н-235 — правое (по часовой стрелке), дизелей ЗД6ЛС2 и ЗД6НЛ-235С2 — левое (против часовой стрелки). Передаточное число реверс-редуктора у дизелей ЗД6С2 и 9Д6ЛС2 на переднем ходу 2,02 или 3,07, на заднем ходу — 2,96, у дизелей ЗД6Н-235С2 и ЗД6НЛ-235С2 на переднем ходу 1,33, или 2,04, или 2,95, на заднем ходу — 2,18.


Дизеля П7Д6-АФС2 для привода аварийных судовых пожарных насосов не имеет насоса забортной воды. Циркуляция забортной воды во внешнем контуре охлаждения дизеля обеспечивается пожарным насосом.


На дизеле 1Д12-400С2 для маневровых тепловозов устанавливается муфта для соединения с приводным механизмом.


У дизеля Д12АС-С2, предназначенного для привода центробежного насоса, предусмотрена гибкая муфта для соединения коленчатого вала дизеля с валом насоса. Циркуляция воды во внутреннем контуре системы охлаждения дизеля обеспечивается приводным* насосом.


Дизель 1Д12БМС2, предназначенный для привода силового агрегата шнекороторного снегоочистителя, приспособлен для подсоединения средств подогрева при работе в условиях низких температур наружного воздуха.


Технические характеристики дизелей Ч15/18 и ЧН15/18 приведены в табл. 21, дизель-генераторов с этими дизелями — в табл. 22.


Общий вид одного из дизель-генераторов показан на рис. 41, а габаритный чертеж дизель-генератора — на рис. 42.

 

Рис. 40. Габаритный чертеж дизеля ЗДС (ЗД6Л)

Таблица 21

Показатели 6ЧСП15/18 ЗД6С2 ЗД6ЛС2 6ЧНСШ5/18
ЗД6Н-235С2 ЗД6НЛ-235С2
6Ч15/18 12ЧН15/18 ЗКД12Н-520С2 ЗКД12НЛ-520С2 12Ч15/18 1Д12-400С2 12ЧН15/18 1Д12Н-500С2 12Ч15/18
П7Д6-АФС2 1Д6-1500С2 Д12АС-С2 1Д12БС2 1Д12БМС2 2Д12БС2
Назначение Главный судовой Для привода пожарного насоса судовых пожарных систем Для привода генератора Главный судовой Для маневровых тепловозов Для привода центробежного насоса Для силовых агрегатов Для транспортных, землеройных и дорожных машин, экскаваторов и кранов
снегоочистителя буровых установок
Мощность полная (номинальная), кВт ПО 173 118 110
(номинальная)
382 294 368 220 309 294 220
Частота вращения, мин-1 1500 1500 1500 1500 1500 1600 1500 1500 1600 1600 1350
Среднее эффективное давление, бар 4,7 7,4 5 4,7 8 5,8 7,7 4,6 6,1 5,8 5,2
Средняя скорость поршня, м/с 9,0 9 9,0 9 9 9,6 9,0 9 9,6 9,6 8,1
Удельный расход, г/кВт-ч:










топлива:












на полной (номинальной мощности)

224 222 226 224 220 219 219 218 215 222 222

стандартный

201 204 213 212 217 213 204 213 213 208 207

масла на угар

1,36 1,36 1,36 1,36 1,4—1,6 1,36 1,36 1,36 1,36 1,36 1,36
Назначенный ресурс, тыс. ч:










до переборки

8 7 8 9 4 9 8 8 9,0 (полная переборка) 8,0 8

до капитального ремонта

20 18 18 22 8 22 18 20 13,0 18,0
Масса (сухая), кг 1750 1675 1210 1250 1750 1590 1700 1460 1550 1590 1800
Габаритные размеры, мм:










длина L

2460 2460 1600 1800 2030 1775 1900 1860 1590 1670 2135

ширина В

890 890 835 890 1110 1050 1050 1050 1050 1050 1050

высота Н

1165 1250 1115 1175 1180 1040 1075 1160 1160 1250 1240
Топливо Дизельное марок «Л», «3» и «А» ГОСТ 305—82; марок Т-1 и ТС-1 ГОСТ 10227—86
Масло Моторное М-20Г2, М-14В2 ГОСТ 12337—84, М-14В23, М-’20В2 ГОСТ 23497—79
Технические условия ТУ24. 06. 011-74 ТУ 24.06.
036—74
ТУ 24.06. 5617—83 ТУ 24.06.027—73 ТУ 24.06.5629—90 ТУ 24.06. 013—74 Т2 24.06.010—74 ТУ 24.06.082—72 ТУ 24.06.012—75 Т2У 24.06.080—76 ТУ 24.06.026—75
Код ОКП 31 2213 1700 31 2213 3700 31 2233 4100 31 2233 3300 31 21213 4000 31 2233 7800 31 2233 9200 31 2233 5800 31 2233 8200 31 2233 7900 31 2233 5100

 

Таблица 22

Показатели АДГР-200/1500 (У38С1) АДГФ-100/1500 (У43С1) АСДА-200
(У36-50С1)
Назначение Аварийный источник электроэнергии при раздельной работе в составе энергетических установок судов неограниченного района плавания Источник электроэнергии при раздельной и параллельной работе в стацио­нарных условиях и закрытых помещениях
Обозначение, марка:


дизеля

1Д12В-300КС1 1Д6БГС1 1Д12В-300КС1

генератора

МСС103-4 МСС Ф92-4 ГСФ-200
Мощность номинальная, кВт 200 100 200
Частота вращения, мин-1 1500
Род тока Переменный, трехфазный
Напряжение, В 400
Частота, Гц 50
Степень автоматизации Автоматический пуск с выдачей сигнала на прием нагрузки 2 по ГОСТ
14228—80
Удельный расход, г/кВт-ч:


топлива:




на номинальной мощности

255 262 254

при стандартной мощности дизеля и установленном КПД генератора

238

масла на угар

1,8—2,25 1,8—2,25 1,8—2,25
Назначенный ресурс, тыс. ч:


до переборки

7 8 7

до капитального ремонта

20
Срок службы, лет 25 25
Масса (сухая), кг 3900 3000 3850
Габаритные размеры, мм:


длина L

3400 3100 3380

ширина В

1230 1150 1245

высота Н

1740 1650 1645
Технические условия ТУ24.06.8606—76 ТУ24.06.8601—73 ТУ 24.06.343—74
Код ОКП 31 2223 6500 31 2223 3800 31 2223 68000

 

Рис. 41. Дизель-генератор АДГФ-100/1500 (У43С1) 

 

Рис. 42. Габаритный чертеж дизель-генератора с дизелем типа Ч15/18

 

Информация взята из отраслевого каталога
«Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска.
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU.
При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны.
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий