РД-10

Фирма Junkers получила заказ от Министерства авиации Германии на разработку ТРД JUMO-109-004 в 1939 г. Разработанный под руководством доктора А.Франца, двигатель был рассчитан на то, чтобы его можно было быстро запустить в производство, несмотря на ухудшение некоторых его характеристик.

В ноябре 1940 г. JUMO-109-004A был испытан на стенде, а марте 1942 г. прошел летные испытания. Построено около тридцати экземпляров этой модификации. Серийный образец JUMO-004B1 запущен в производство в марте 1944 г. Он имел следующие параметры:

 

Рвзл. = 900 кгс

Суд.взл. = 1,4 кг/кгс.ч

Gв = 21,2 кг/с

πк = 3,14

Тг = 1048 К

Мдв. = 745 кг

Lдв. = 3860 кг

Dмакс. = 760 мм

 

Разрабатывались другие модификации двигателя: JUMO-004D (Рвзл. = 1050кгс), JUMO-004H (Рвзл. = 1805 кгс), JUMO-004G (Рвзл. = 1693 кгс). В 1945 г. проведены испытания двигателя JUMO-004E с дожиганием топлива (Рвзл. = 1000 кгс, Рвзл.с дожиг. = 1200 кгс, Тг дожиг. = 1143 К). В производстве двигателей участвовали заводы, расположенные в городах Дессау, Магдебург, Кетен, Прага, Циттау и др. В связи с усилившейся бомбардировкой Германии эти предприятия были передислоцированы в подземные убежища, наиболее крупное из которых площадью 40000 м 2 располагалось вблизи г.Нордхаузен.

Всего в Германии изготовлено 6424 двигателя марки JUMO-004 (в 1943 г. - 41 шт., в 1944 г. - 1201 шт., в 1945 г. - 5182 шт.), которые устанавливались на самолеты Ме-262 и Ar-234В.

С целью знакомства с немецкими работами в области реактивных двигателей, а также для отправки в СССР образцов этой техники по окончании войны были организованы группы из советских специалистов, которые входили в состав Комиссии по изучению научных и технических достижений Германии. Председателем Комиссии назначен А.С.Яковлев, конструктор истребителей марки “Як”, который занимал в то время должность заместителя министра по опытному самолетостроению.

В 1945-46 гг. Советское правительство решило возобновить производство двигателей на заводах фирмы Junkers в г. Дессау. В этом городе располагались опытные заводы фирмы по производству авиационных двигателей и самолетов.

На территории завода были найдены подорванные фаустпатронами двигатели JUMO-004. Предполагалось из имеющихся деталей построить двигатели JUMO-004, продолжить их совершенствование, а также возобновить разработку двигателей JUMO-012 и JUMO- 022. Для этого было организовано Особое техническое бюро МАП, руководил которым Н.М.Олехнович.

Конструкторскому бюро под руководством доктора А.Шайбе в г. Дессау было дано задание закончить форсирование ТРД JUMO-004F с тягой на земле 1200 кгс в мае 1946 г. Двигатель был изготовлен в мае 1946 г. и в течение всего 1946 г. на двигателях велись испытательные и доводочные работы. Проведено несколько длительных испытаний в пределах от 10 до 25 часов. Но форсирования двигателя на ресурс 20-25 часов достигнуть не удалось из-за недостаточной прочности турбинных лопаток. Осенью 1946 г. КБ Шайбе было занято разработкой новой конструкции лопаток и дисков турбины.

В октябре 1946 г. все работы в этом направлении были переведены на строящийся в г. Куйбышев завод No2. Доктор Шайбе возглавил ОКБ-1, в котором работали инженеры фирмы Junkers.

В 1945 г. ОКБ В.Я.Климова занялось внедрением в производство трофейного немецкого турбореактивного двигателя JUMO-004 под индексом РД-10. Двигатель имел осевой восьмиступенчатый компрессор, камеру сгорания с шестью индивидуальными жаровыми трубами, расположенными по окружности, и одноступенчатую турбину. Регулирование тяги осуществлялось единым рычагом за счет изменения подачи топлива и площади выходного сечения сопла путем перемещения в сопле подвижного конуса. В качестве основного топлива использовался керосин, для запуска двигателя применялся бензин. Раскрутка турбины при запуске осуществлялась специальным двухцилиндровым бензиновым пусковым двигателем с отдельной бензосистемой.

 

Рном. = 900 кгс
Суд.ном. = 1,43 кг/кгс.ч
Gв = 23 кг/с
πк = 3,0
Lдв. = 3935 мм
Dдв. = 810 мм
Мдв. = 720 кг

 

РД-10 серийно производился до 1953 г. и эксплуатировался на первых советских реактивных истребителях А.С.Яковлева (Як-15, Як-17, Як-19), С.А.Лавочкина ("150", "152", "156" и др.), П.О.Сухого (Су-9) и др. В самолетостроительных ОКБ А.С.Яковлева и С.А.Лавочкина совместно с ЦИАМ были разработаны несколько конструкций двигателя РД-10Ф с дополнительным впрыском (дожиганием) топлива за турбиной – в реактивное сопло, что позволило увеличить тягу двигателя на старте на 20...25% и на 60...100% на максимальной скорости полета. В 1946-49 гг. двигатели РД-10А/РД-10Ф выпускались на Уфимском заводе No26 (сейчас ОАО “Уфимское МПО”). В 1946 г. выпущено 59 двигателей, в 1947 г. - 447, в 1948 г. - 833.  

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий