ГТД-1250

С 1968 г. на "Заводе имени В.Я.Климова" ведутся работы по танковым газотурбинным двигателям.

 

Первым результатом этой работы стало принятие на вооружение Советской Армии танка Т-80, оснащенного первым в мире серийным танковым ГТД ГТД-1000Т, разработанного под руководством Генерального конструктора С.П.Изотова и Главного конструктора П.Д.Гавры.

 

Конструктивные особенности двигателя: газогенератор с турбокомпрессором низкого и высокого давления; рабочие колеса компрессоров - центробежные, закрытого типа, литые зацело с покрывными дисками; камера сгорания - кольцевая, многофорсуночная, с поворотом газового потока на 180°; осевая одноступенчатая турбина компрессора высокого давления с охлаждаемым сопловым аппаратом; осевая одноступенчатая турбина компрессора низкого давления; осевая одноступенчатая силовая турбина с регулируемым сопловым аппаратом; выхлопной патрубок с поворотом потока газа соосно с продольной осью двигателя; теплоизоляция наиболее горячих корпусов двигателя и выхлопного патрубка; организованы места установки и крепления на двигателе масляного бака, электрогенератора, воздухоочистителя со встроенными воздушно-масляными радиаторами и вентиляторами системы охлаждения. Величины удельной габаритной мощности, удельного расхода топлива и веса созданной конструкции для выбранной схемы двигателя превосходят известные мировые образцы.

 

 

Создание танкового ГТД стало трамплином для многих нововведений в двигателестроении. Впервые для очистки двигателя от пылевых отложений применены специальные пневмоударники, которые позволяют двигателю пропускать за свой ресурс около полутонны пыли без обслуживания воздухоочистителя. Для торможения танка сконструирован регулируемый сопловой аппарат. Для обеспечения работы различных систем танка при выключенном основном двигателе использована вспомогательная силовая установка, существенно уменьшающая суммарный расход топлива на один час работы систем танка.

 

N = 1000 л.с.

Суд. = 0,240 кг/л.с.ч

Gм ≤ 0,2 л/ч

Gв = 4 кг/с πк = 9,5

Тг макс. = 1240 К

Lдв. = 1494 мм

bдв. = 1042 мм

hдв. = 888 мм

Мдв. = 1050 кг

 

В дальнейшем двигатель был форсирован до 1100 л.с. и получил индекс ГТД-1000ТФ. Этот двигатель устанавливался на танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У раннего выпуска.

 

N = 1100 л.с.

Суд. = 0,235 кг/л.с.ч

Gм ≤ 0,2 л/ч

Gв = 4,2 кг/с

πк = 10,2

Тг мах = 1260 К

Lдв. = 1494 мм

bдв. = 1042 мм

hдв. = 888 мм

Мдв. = 1050 кг

 

В 1990 г. на вооружение был принят модернизированный танк Т-80У с двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с., который обеспечил танку максимальную скорость до 80 км/ч и удельную мощность 27,2 л.с./т. По маневренным, тягодинамическим и скоростным качествам Т-80У является мировым лидером, за что получил название "летающий танк". По сравнению с дизельным двигателем ГТД-1250 обеспечивает танку более высокую оперативную готовность, легкость пуска при низких температурах (до -40°С), лучшую проходимость на грунтах со слабой несущей способностью, снижение затрат мощности на систему охлаждения, лучшие маскировочные качества, более низкий уровень шума, меньшую токсичность выхлопных газов, значительное снижение расхода масла, увеличение допустимого коэффициента пропуска пыли воздухоочистителем и т.д. ГТД-1250 также установлен на опытные модификации танка нового поколения "Черный орел" и ремонтоэвакуационной машины БРЭМ-80У. Разработан двигатель ГТД-1250Г с гидрообъемной передачей, которая позволяет увеличить среднюю скорость танка на 10...15%, запас хода на 8...10%, а также маневренные качества танка. Двигатель прошел весь комплекс испытаний и рекомендован к серийному производству.

 

N = 1250 л.с.
Суд. = 0,225 кг/л.с.ч
Gм ≤ 0,2 л/ч
Gв = 4,6 кг/с
πк = 10,5
Тг макс. = 1270 К
Lдв. = 1494 мм
bдв. = 1042 мм
hдв. = 888 мм
Мдв. = 1050 кг


На базе ГТД-1250 согласно программе "Дебют" создан двигатель "Изделие 29Д" для специальной командно-штабной бронемашины с полностью герметичной кабиной и созданной на ее базе бронемашины "Ладога", которая, принимая участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вплотную подъезжала к 4-му энергоблоку. Кроме этого, были созданы экспериментальные двигатели с осевым и осецентробежными компрессорами, теплообменниками, а также двигатели для тягачей ракет Минского завода колесных тягачей. Разработана модификация двигателя ГТД-1250 с кратковременным режимом в 1400 л.с. В настоящее время заканчиваются работы по двигателю ГТД-1500 (с возможностью установки гидрообъемной передачи) мощностью 1500 л.с. ГТД-1500 создается с применением новейших материалов и технологий.

 

N = 1500 л.с.
Суд. = 0,215 кг/л.с.ч
Gм ≤ 0,2 л/ч
Gв = 5,5 кг/с
πк = 12
Тг макс. = 1340 К
Lдв. = 1484 мм
bдв. = 1391 мм
hдв. = 937 мм
Мдв. = 1300 кг

 

Танковые ГТД, кроме транспортных средств, могут быть применены в качестве газотурбинного привода для электрогенераторов, насосов, компрессоров, вентиляторов, а также для сушки струей выхлопных газов строящихся сооружений и крупных помещений, очистки от снега и льда с автомобильных и железных дорог и т.п.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий